Моряки с судна «Фаина» прибыли на Украину в 11.00 пятницы по местному времени (12.00 мск). В киевском аэропорту приземлился самолет, выполнявший спецрейс Момбаса (Кения) — Киев. Как сообщает пресс-служба президента Украины, на самолете прибыли 20 моряков: 17 граждан Украины, двое россиян и один гражданин Латвии. Россияне в пятницу вечером уже прилетят в Санкт-Петербург.
Тело погибшего капитана «Фаины» Владимира Колобкова, который также был родом из Петербурга, пока осталось в Кении. В пятницу патологоанатомы должны закончить экспертизу тела Колобкова, который скончался через несколько дней после захвата судна пиратами, — на эту процедуру вместе с оформлением всех документов им понадобится 12–14 часов. Затем труп капитана отправят в Россию и передадут семье. По информации секретариата президента Украины Виктора Ющенко, оплатить расходы за перелет обещал владелец судна Вадим Альперин.
В аэропорту Борисполь моряков встречали родные и близкие, а также президент Украины Виктор Ющенко. Прямо в аэропорту освобожденный экипаж «Фаины» дал небольшую пресс-конференцию. Моряки рассказали, что в день захвата, 25 сентября 2008 года, судно до последнего пыталось уйти от захватчиков. Чтобы пираты не смогли проникнуть на борт, «Фаина» вначале маневрировала, передавала сигналы SOS и баррикадировала люки. «Но против лома нет приема. Пираты выстрелили в иллюминатор и оказались на корабле», — цитирует «Интерфакс» второго помощника капитана Александра Присуху. Офицер рассказал, что пираты шли на быстроходных лодках и это были «хорошо подготовленные моряки».
За полгода эпопеи с «Фаиной» настроение пиратов менялось: они то кормили пленников и давали им позвонить домой, то угрожали застрелить и отнимали воду. По словам Присухи, первое время моряки питались своей едой, а когда провиант на корабле закончился, пираты привозили продукты. «Мы ели два раза в день — утром и вечером», — сообщил второй помощник капитана. Он также рассказал, что пираты обращались к морякам за лекарствами и медпомощью: «Лечили и от малярии, и от простуды».
Самым страшным для моряков стал день, когда американские военные, блокирующие захваченный корабль, помешали пиратам привезти на борт очередную партию «травки».
«Когда запретили передавать «траву», они устроили экзекуцию — изъяли воду, выключили вентиляцию, угрожали и всех поместили в каюту 18 квадратных метров», — рассказал журналистам в пятницу старший механик экипажа судна «Фаина» Алексей Хархалуп.
Моряки рассказали, что пираты, пока держали судно в плену, пытались снять с танков пулеметы и вывезти боевую технику, но у них ничего не вышло.
Напомним, что «Фаина» везла в Кению военную технику — около 30 танков Т-72, а также запчасти к бронетехнике. «Груз они не тронули, но снимали оружие», — цитирует «Интерфакс» второго помощника капитана Александра Присуху. Моряк рассказал, что захватчики разрабатывали план выгрузки танков, но сделать этого не получилось. Другие члены экипажа сообщили, что пираты даже сняли с танков несколько пулеметов, но оставили их на борту.
Как сообщалось ранее, пираты сняли с танков прицелы и приборы ночного видения, а также забрали с собой несколько гранатометов и автоматов. Но представители спецслужб Украины эту информацию опровергают. «Все доставлено в целости и сохранности, представители ВМФ США контролировали, чтобы пираты, уходя с судна, ничего с собой не забирали. Конечно, кенийская сторона, когда проверит всю документацию, сообщит, полностью ли получен груз, но, по информации на сегодняшний день, ничего не пропало», — рассказал «Газете.Ru» в пятницу руководитель пресс-службы Службы внешней разведки (СВР) Украины Александр Скрипник.
Оценивая спецоперацию по освобождению моряков «Фаины», Скрипник заявил, что «все было проведено на очень высоком уровне». «Внешняя разведка очень плодотворно сотрудничало с кризисным штабом, который возглавлял первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности Украины Степан Гавриш. Появляющиеся в прессе сообщения о разногласиях СВР и Гавриша, а также о некоем «источнике» в кризисном штабе, который допускал утечки информации и срывал переговоры, не соответствуют действительности», — сказал пресс-секретарь СВР.
Скрипник пояснил, что переговоры по освобождению срывались из-за попыток «третьих лиц» стать посредниками между пиратами и украинскими властями.
«Например, в декабре была ситуация, когда в переговоры судовладельца и спецслужб Украины с захватчиками вмешалась некая Мишель Линн Балларин, называющая себя Амира (в переводе с арабского «принцесса» — «Газета.Ru»). Она дезориентировала пиратов, предложив им большую сумму выкупа, хотя к тому времени удалось договориться о меньших деньгах. Естественно, захватчики запутались, и все сорвалось. Пришлось начинать переговоры сначала», — рассказал представитель СВР. По его словам, подобные ситуации с сентября 2008 года повторялись не меньше 30 раз.
Внешняя разведка Украины не подтверждает, но и не опровергает сообщения о том, что «Фаина» была захвачена «по наводке»: пираты могли заранее знать, что на борту находится военная техника, а значит, груз может представлять особое стратегическое значение. «Эти данные будут проанализированы, но пока мы не готовы комментировать эту информацию», — сказал Скрипник.
«Считал и считаю, что «Фаину» захватили по наводке: судно следовало в океане на безопасном удалении от сомалийского берега, шанс случая слишком мал, чтобы в него поверить», — уверен главный редактор интернет-издания «Морской Бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко.
Войтенко с сентября 2008 года пристально следил за развитием событий на «Фаине», неоднократно связывался с командиром захваченного экипажа, а судовладелец Альперин официально передал ему полномочия своего пресс-секретаря. По мнению Войтенко, «наводка» могла исходить от кого угодно: «Достаточно минутного разговора по мобильному телефону между мелким клерком в порту Момбаса и осведомителем пиратов. «Фаину» могли сдать за пару сотен долларов, а вот бредни насчет того, что ее сдали некие государства или даже высшие чины этих государств, категорически отвергаю, в этом просто нет никакого смысла, тем более в свете всего хода событий и конечного результата».