В пятницу вечером в Московском окружном военном суде завершилось судебное следствие по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Начавшийся 17 ноября 2008 года процесс 16 февраля перейдет уже в стадию прений. На них адвокаты и прокурор выскажут свою позицию по делу и попросят коллегию присяжных вынести справедливый вердикт. По решению судьи Евгения Зубова первым на прениях выступит представляющая интересы потерпевших Анна Ставицкая, потом слово возьмет защитник обвиняемых Мурат Мусаев.
Родственники погибшей считают, что в деле осталось множество нерешенных вопросов и противоречий. «Например, в пятницу суд отклонил наше ходатайство о допросе специалиста, который мог бы объяснить, почему в деле оказались два разных биллинга мобильных телефонов подсудимых», — сказала «Газете.Ru» Ставицкая. Напомним, что в ранней детализации звонков, представленной «Мегафоном», в один день у одного из братьев Махмудовых зафиксировано 6 вызовов, а у другого лишь 4 (при этом братья переговаривались между собой). В последней детализации, повторно запрошенной адвокатами обеих сторон и пришедшей в суд через неделю после первой, у обоих братьев уже указано по шесть звонков.
Но суд решил, что второй биллинг «более полный и дополняет первый», и в ходатайстве отказал.
В пятницу обвинение и защита завершили представление дополнительных доказательств. Прокурор, напомнив присяжным, что, по показаниям одного из свидетелей, за убийство Политковской заплатили $2 млн, зачитала документ, который свидетельствует, что подсудимый бывший сотрудник МВД Сергей Хаджикурбанов имел доверенности на машины BMW-530, Ford Mondeo, Mercedes и на мотоцикл Yamaha. Как уточнили «Газете.Ru» участники процесса, право распоряжаться первым автомобилем он получил через месяц после смерти Политковской. Прокуратура также огласила справку-счет о покупке другим подсудимым, сотрудником ФСБ Павлом Рягузовым в декабре машины Land Rover Discovery стоимостью свыше 1 млн 700 тыс. рублей.
Рягузов пояснил, что взял эту машину в кредит и что скоро «ее отберут», потому что из СИЗО он кредит не выплачивает. Хаджикурбанов сказал, что доверенности на машины у него были без права продажи и снятия с учета. «Я ими просто пользовался и отдавал обратно», — объяснил подсудимый.
Главной темой вчерашнего заседания стал пистолет, из которого застрелили Политковскую. Поначалу судья объявил о том, что это оружие уже проходило в другом уголовном деле – об убийстве дагестанца Омарова. Но, как пояснил «Газете.Ru» адвокат Мусаев, потом выяснилось, что оба пистолета куплены из одной партии: несколько лет назад два жителя Дагестана приобрели несколько тысяч газовых пистолетов, выпущенных Ижевским заводом, переделали их под стрельбу боевыми патронами и продавали.
«Пистолет такого же типа использовали, чтобы убить депутата Госдумы Сергея Юшенкова в 2003 году», — добавил защитник.
Сейчас торговцы оружием отбывают срок.
Именно на оружии были обнаружены частицы человеческого пота, из которого эксперты взяли ДНК предполагаемого убийцы. Кроме этого, криминалисты нашли в подъезде дома Политковской окурок со следами слюны, сняли отпечаток ладони со стены лифта, а также обнаружили человеческие волосы на пружине и глушителе пистолета. Ни один из предметов, как выяснилось при экспертизе ДНК, не имел отношения ни к подсудимым братьям Махмудовым, ни к Хаджикурбанову. А найденный на пружине пистолета волос и вовсе был кошачий.
При этом сравнительного анализа ДНК пота с пистолета следователи почему-то не провели. Согласно материалам следствия, это был пот непосредственного убийцы журналистки – старшего брата Махмудовых Рустама, который сейчас объявлен в международный розыск. Адвокат Мусаев обратился в одну из московских клиник по определению отцовства.
После того, как родители Махмудовых и сами братья сдали анализы, выяснилось, что вероятность совпадения ДНК их семьи с найденным на оружии биоматериалом равна нулю.
Но суд к материалам дела эту экспертизу приобщать не стал как «не имеющую отношения к следствию» и назначил новую. «Представленные мной данные уничтожают саму возможность участия братьев Махмудовых в убийстве Политковской. Поэтому суд отказался принимать их во внимание», — сказал «Газете.Ru» Мусаев.
Зато адвокату обвиняемых удалось продемонстрировать на суде запись с мобильного телефона одного из братьев. На любительской съемке – купающаяся семья Махмудовых, в том числе объявленный в розыск Рустам. Следствие, основываясь на записях видеокамер в подъезде убитой, описывало киллера как худощавого молодого человека не выше 167 см ростом.
«Из видео стало ясно, что Махмудов – выше и гораздо полнее, его рост, по данным военкомата, 170 см, а размер одежды – 50, — сказал «Газете.Ru» адвокат.
Прокурор, посмотрев съемку, решила продемонстрировать второй ролик из того же мобильного телефона. Указывая на худого невысокого чеченца, она спросила: «А это тогда кто, как не похудевший Рустам Махмудов?» «Это вообще-то я», — ответил гособвинителю один из присутствующих на суде братьев.