В четверг столичное управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ заявило, что по факту гибели 3 января полковника ВДВ в отставке, Героя России Валентина Полянского заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство). Расследованием теперь займется Главное следственное управление (ГСУ) СКП РФ. Ранее официальные лица сообщали, что Полянский покончил жизнь самоубийством, выстрелив в грудь из наградного пистолета у себя дома. Сейчас в СКП от комментариев на эту тему отказываются.
Впрочем, как оказалось, уголовное дело по статье «убийство» было заведено сразу же после того, как Полянский, не приходя в сознание, скончался от кровопотери в НИИ им. Склифосовского.
Об этом «Газете.Ru» рассказал адвокат Вячеслав Макаров, представлявший интересы Полянского в суде, когда против того в апреле 2008 года было возбуждено дело по ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). Подзащитного Макарова обвиняли в избиении младшего сержанта УВД в вестибюле станции метро «Кожуховская». Сам Герой России утверждал, что это сотрудники милиции напали на него. Дело в итоге закончилось оправданием Полянского с формулировкой «за примирением сторон». Адвокат Макаров считает, что уголовное дело по 105-й статье было возбуждено следователями «для удобства».
«Вероятно, им так проще проводить нужные экспертизы, не все из которых можно провести в рамках дела о доведении до самоубийства, хотя тут следовало бы расследовать его», — предположил адвокат, напомнив, что в своей смерти Полянский в предсмертной записке обвинил следователя Артема Пахомова, который допрашивал Героя России в рамках дела о драке в метро.
Тогда и адвокат, и сам фигурант уголовного дела утверждали, что следователь «постоянно доводил» полковника и мешал Макарову знакомиться с материалами дела, нарушая Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).
После того как Полянский застрелился в своей квартире на Цимлянской улице, его жена нашла предсмертную записку. «Меня убил Пахомов», — гласил текст последнего письма полковника. «Записка вряд ли сфальсифицирована. Я знаком с почерком Полянского и на глаз могу сказать, что она написана его рукой», — отметил адвокат.
Родственники покойного уверены, таким образом следователи пытаются покрыть коллегу, «против которого нужно возбуждать дело о доведении до самоубийства».
«Отец после этой истории с метро начал сдавать. Она его сильно подкосила. Пахомов, считавший себя царем мира, его ужасно доводил. Он хамил и мне, и матери, и отцу», — рассказал «Газете.Ru» сын полковника Владимир Полянский. По его словам, не исключено, что дело по статье «убийство» возбуждено для того, чтобы в итоге предъявить обвинения его матери Надежде Полянской. «Вполне возможно, что вся эта история, начиная с драки в метро, связана с оппозиционной деятельностью отца», — предположил сын Героя России. Валентин Полянский, ранее являвшийся членом Российского народно-демократического союза (РНДС), учрежденного Михаилом Касьяновым, в 2006 году сам организовал националистическую партию «Реванш», а в 2006 году принимал активное участие в подготовке «Русского марша».
«Его доводили и за его гражданскую позицию, и просто потому, что Пахомов обладает таким характером», — сказал сын полковника.
Впрочем, эксперты «Газеты.Ru» считают, что торопиться с выводами относительно статьи, по которой возбуждено уголовное дело, не стоит. «Такое случается довольно часто: сначала дело возбуждают по статье «убийство», потому что на это указывают определенные обстоятельства, а потом его переквалифицируют», — объяснил «Газете.Ru» бывший старший следователь военной прокуратуры Александр Попков. «К примеру, когда мы в лесу находили повесившегося солдата, дело тоже, бывало, возбуждалось по 105-й статье, но когда расследование показывало, что убийства тут точно нет, в суд шло дело о доведении до самоубийства (ст. 110 УК РФ. — «Газета.Ru»)», — сказал Попков. По его словам, неудивительно, что в случае с Полянским у следователей возникли сомнения. «Во-первых, довести человека из ВДВ до самоубийства трудновато, во-вторых, выстрел в грудь — не лучший способ для самоубийства, а в-третьих, жену, дававшую показания, мог кто-то запугать», — отметил собеседник «Газеты.Ru». Тем не менее, говорит Попков, все это не значит, что следователи не будут прорабатывать все версии «пока все лишнее не отпадет».