Во вторник столичное правительство рассмотрело подготовленную департаментом топливно-энергетического хозяйства концепцию программы по повышению надежности электроснабжения объектов городского хозяйства Москвы на 2010–2012 годы. Как объяснил руководитель департамента Евгений Скляров, на сегодняшний день электрической мощности в московской энергосистеме достаточно. Речь идет о другом: об увеличении пропускной способности распределительных электросетей и повышении надежности электроснабжения жизненно важных объектов городского хозяйства — больниц, метро, наземного транспорта, водоканала, газового хозяйства. Дальше чиновник перешел к статистике.
По его данным, более 70% сетей и электрооборудования предприятий 11 жизненно важных отраслей городского хозяйства давно отработало нормативный срок, морально и физически устарело.
В итоге растет число отключений. Так, по объектам «Мосводоканала» в 2006 году произошло 118 отключений, в 2007-м — 177, а только за первое полугодие 2008 года — 220. Более 30% объектов «Мосводоканала» (станции водоподготовки, очистные сооружения) не соответствуют требуемой первой категории надежности.
Из 113 учреждений здравоохранения в 53 необходимо срочно произвести замену внутренней электропроводки. А более 150 снабжающих больницы электричеством трансформаторных и распределительных подстанций нуждаются в реконструкции. 147 из 163 электроустановок подземных переходов (90%), находящихся на балансе ГУП «Гормост», требуют замены. Более того, девять таких переходов подключены к электрощитовым частных компаний и в любой момент могут остаться без питания.
В плачевном положении оказался даже метрополитен: 80% его тяговых и понизительных подстанций нуждаются в замене отдельных элементов. Не лучше обстоят дела и в «Мосгортрансе» с его устаревшими инфраструктурой и контактной сетью.
А по словам замруководителя московского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Валерия Гордиенко, из-за износа оборудования растет и электротравматизм. За прошлый год при эксплуатации электроустановок погибло 14 человек.
По прогнозам департамента топливно-энергетического хозяйства, износ оборудования и сетей приведет к техногенным авариям и нарушению систем жизнеобеспечения столицы, затраты на ликвидацию которых превысят расходы, необходимые для перевооружения отрасли.
Нарисованную Скляровым мрачную картину активно дополняли на заседании и руководители самих отраслей жизнеобеспечения города.
Так, по словам руководителя Московской объединенной теплосетевой компании Александра Пономаренко, даже 2–3-секундного перебоя в электроснабжении достаточно для того, чтобы остановился насос на насосно-перекачивающей станции и прекратилась подача тепла. Современное релейное оборудование позволяет переключаться на запасной кабель в течение доли секунды, но большинству имеющихся у московских предприятия установок на это требуется до 20 секунд.
Сошлись выступающие и в причинах своих бед — обеспечить содержание оборудования на должном уровне не позволяет недостаток финансирования.
Решать проблему было предложено за счет городского бюджета и тарифов на электроэнергию. Цена вопроса в самой концепции не указывалась, но, по прикидкам Склярова, она должна составить 3–4 млрд рублей. «Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет бюджета города. Тарифы на 2010-й и последующие годы также должны включать затраты на повышение надежности электроснабжения. Собственных средств у эксплуатирующих организаций нет, и время замены оборудования будет сравнимо со сроком его эксплуатации», — заявил Скляров.
Впрочем, время для таких предложений было выбрано крайне неудачно.
В принятом Мосгордумой трехлетнем бюджете средств на повышение надежности энергоснабжения не предусмотрено. И надеяться на то, что они появятся, бессмысленно — в настоящий момент рассматривается проект секвестрования принятого бюджета. Поэтому мэр города предложил не драматизировать ситуацию. «Сразу после энергоаварии 2005 года мы вместе с РАО ЕЭС приняли меры по повышению уровня энергообеспечения и сейчас устойчиво проходим холодный период. И можно спокойно обсуждать проблемы надежности, — заявил Юрий Лужков. — Я одобряю работу департамента — это полезная попытка систематизировать ситуацию. Но принимать концепцию в таком виде сейчас у нас нет оснований».
Не понравилась Лужкову и идея повышения тарифов. «Это должны быть внутренние расходы по отраслям, плюс бюджет. Нам не нужны лишние инсинуации на этот счет и очередной повод для возбуждения населения», — отметил градоначальник. В итоге концепция была завернута на доработку.
Кстати, в ходе обсуждения вопроса выяснилось, что устаревшее оборудование еще вполне может послужить. Так, на вопрос руководителя департамента природопользования Леонида Бочина, как утилизируется демонтированное оборудование, Скляров ответил, что оно сначала «складируется», а затем передается куда-нибудь «в порядке помощи», например в Южную Осетию.