Убийство сотрудника центрального Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Дмитрия Маринина, охранявшего следователей по особо важным делам, в минувший четверг в Санкт-Петербурге заставило представителей ведомства вновь заговорить о создании спецназа по обеспечению физической безопасности работников СКП. Как заявил в пятницу глава ведомства Владимир Бастрыкин, «обеспечением безопасности должны заниматься профессионалы, оснащенные современным оружием».
По его мнению, последнее убийство сотрудника СКП показало, что охранять нужно уже не только следователей, работающих в неблагополучных южных республиках, но и в относительно спокойных городах центральной части страны.
«Последние события еще раз показали, насколько опасна работа следователей и сотрудников комитета», — сказал Маркин, напомнив, что практически у всех остальных силовых ведомств такого рода подразделения уже есть. Как уже писала «Газета.Ru», в сентябре был подписан указ о создании аналогичных подразделений в МВД — они были организованы на базе расформированных УБОПов. По мнению экспертов, новым министерским подразделением «по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите», стала ведомственная охрана по аналогии с ФСО при правительстве.
Бастрыкин также не раз высказывал идею создания тяжеловооруженных подразделений при подконтрольном ему ведомстве. Около месяца назад в одном из своих выступлений он предложил выдавать рядовым бойцам, ответственным за охрану следователей, автоматы и гранатометы. «Если подразделения комитета будут оснащены боевым оружием, то у бандитов и террористов отпадет охота совершать покушения на следователей», — сказал Бастрыкин, отметив, что намерен требовать создания при ведомстве спецподразделения численностью в 300–350 человек. После его заявления был создан специальный документ, направленный на согласование в правительство. Завизировать его должна была только Генпрокуратура, с которой у СКП с момента его выделения в отдельное ведомство в сентябре 2007 года до последнего времени были крайне напряженные отношения.
Генпрокуратура идею Бастрыкина встретила в штыки и визировать документ не стала, а главный прокурор России Юрий Чайка назвал требования следователей «завышенными» и заявил, что «проблемы в южных республиках — не повод вооружать весь Следственный комитет».
Сегодняшнее заявление о необходимости «следственного спецназа» в Генпрокуратуре пока оставили без комментариев. «Их конфликт просто зашел так далеко, что с главами обоих ведомств встретились президент и премьер, которые, по сути, помирили их, сориентировав на реализацию актуального сейчас антикоррупционного законодательства», — объяснил «Газете.Ru» молчание Генпрокуратуры генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
По его словам, скорее всего, инициативе Бастрыкина пойдут навстречу.
«У Генпрокуратуры и СКП есть подразделения собственной безопасности, но опыт показал, что они не справляются. Создание такого единого для прокуроров и следователей спецназа необходимо, учитывая, какие опасные коррупционные уголовные дела им придется расследовать», — сказал Мухин. Эксперт напомнил, что убитый в Петербурге сотрудник СКП охранял следователей, ведущих дело известного лидера тамбовской ОПГ Владимира Барсукова. «Им предстоит раскапывать очень серьезную информацию и тем самым подвергать себя большой опасности», — добавил политолог.
Сами следователи идею Бастрыкина воспринимают скептически и говорят, что это только раздует аппарат СКП, а пользы не принесет.
«Свой спецназ есть у ГРУ, у МВД, да практически у всех. Теперь он появится и у СКП, но мне кажется, что чем их больше, тем чаще они будут сталкиваться лбами и только копировать функции друг друга», — поделился мнением с «Газетой.Ru» бывший старший следователь, капитан юстиции Александр Попков. По его мнению, все эти структуры следует либо оптимизировать в одну, либо просто снабжать оружием самих следователей. «Нам давали пистолеты, но довольно редко. Приходилось писать заявление, что в расследовании оружие необходимо, и в редких случаях бюрократическая машина со скрипом нам их давала. В СКП почему-то боятся, что следователь может дел наделать, а целый спецназ создают», — сказал Попков. По его словам, вместо создания новой силовой структуры всем существующим «просто стоит уделить больше внимания защите вообще всех слоев населения, а не только следователей или милиционеров».