В среду стали известны предварительные причины аварии вертолета Ми-171, который разбился на Алтае 9 января. Эксперты Межгосударственной авиационной комиссии (МАК) расшифровали данные обоих бортовых самописцев вертолета. «Предварительный анализ параметрической информации показал, что до столкновения вертолета с земной поверхностью двигатели вертолета были работоспособны», — говорится в сообщении комиссии.
Эксперты пришли к выводу, что причиной аварии могла стать ошибка пилота: вертолет снизился на недопустимо малую высоту, накренился и задел винтом землю.
По официально не подтвержденным данным, спуститься пониже летчиков попросили пассажиры Ми-171: летевшие на вертолете чиновники решили поохотиться на горных баранов прямо с воздуха. Согласно этой версии, вертолет опустился слишком низко и зацепил хвостовым винтом склон горы. Машина упала и покатилась в ущелье.
Ранее основной версией был отказ двигателя вертолета: о том, что тот перестал работать незадолго до падения, говорил на допросе в СКП второй пилот Максим Колбин, которого во вторник выписали из больницы. Следователи допрашивают Колбина и рассматривают четыре версии: неблагоприятные погодные условия, неисправность техники, ошибка пилотов или некачественное топливо.
Пока следователи выясняют причины катастрофы, МЧС решило возложить все затраты на поиск вертолета на производителей аварийных радиомаяков, которыми был оборудован Ми-171. В среду глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что на операцию по поиску пропавшего на Алтае вертолета (его разыскивали три дня) было потрачено порядка 22,5 млн рублей, сообщает РИА «Новости». «Давайте предъявим затраты поставщикам оборудования, — предложил Шойгу — Я прошу сформировать наши совместные претензии с Минтрансом и Росаэронавигацией». Он рассказал, что радиомаяки, которыми оснащают вертолеты, не срабатывают слишком часто и найти воздушные суда оперативно не удается.
Производители приборов аварийной сигнализации поспешили оправдаться: в НИИ космического приборостроения (НИИ КП), где производят радиомаяки, говорят, что АРМ-406 был исправен.
По версии производителей оборудования, виноваты опять же пилоты — они забыли включить радиомаяк.
«Как только 11 января спасатели добралось до места катастрофы, один из бойцов МЧС в 14.05 мск с целью проверки работоспособности включил на разбившемся вертолете наш радиомаяк, и он немедленно начал передавать сигнал бедствия, первым принятый спасательным центром в Индии. Уже в 14.08 мск в Москве было понятно, что за вертолет, какой его бортовой номер и где он упал, — сказал генеральный директор НИИ КП Юрий Королев. — Пилоты же, видимо, перед полетом просто забыли перевести радиомаяк в рабочий режим».
Пока неизвестно, как на эти новые подробности отреагировали следователи. Ситуация может проясниться после допроса еще троих выживших пассажиров вертолета: вице-премьера Республики Алтай Анатолия Банных, главного эксперта объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николая Капранова и его приятеля бизнесмена Бориса Белинского. Когда эти допросы состоятся — неясно: сейчас все трое находятся в первой городской больнице Барнаула.
Как сообщали официальные источники — в частности, представители Западно-Сибирской прокуратуры, которая проводила проверку после катастрофы, — на вертолете Ми-171 чиновники во главе с руководителем комитета по охране животного мира правительства Республики Алтай Виктором Кайминым летели на охоту. Глава республики Александр Бердников заверил журналистов, что у московских гостей и местных чиновников было разрешение на охоту и все необходимые документы. Однако, в кого собирались стрелять высокопоставленные пассажиры вертолета, не сообщалось.
Во вторник появилась информация, что чиновники застрелили с вертолета нескольких архаров — горных баранов, занесенных в Красную книгу. Охота на этих животных запрещена полностью, без каких-либо исключений.
Фотография застреленных недалеко от места падения вертолета животных была размещена на одном из алтайских интернет-сайтов. Некоторые посетители ресурса высказали предположение, что убитые животные — исчезающие архары, или, как их еще называют, аргали. К вечеру вторника о том же заговорили эксперты.
«На фотографиях четко видно, что лежит убитый архар», — заявил директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин.
«Совершенно очевидно, что в данном случае необходимы следственные мероприятия», — сказал Честин в эфире радиостанции «Эхо Москвы», подчеркнув, что «охота на краснокнижных животных — это уголовно наказуемое преступление». «Мы в первую очередь хотим обратить внимание органов прокуратуры и внутренних дел, что необходимо возбудить уголовное дело», — заявил директор WWF России.
«Если их вина будет доказана», отметил Честин, высокопоставленные пассажиры вертолета, выжившие в катастрофе, должны понести уголовную ответственность.
«Хотелось бы услышать комментарии от администрации президента РФ и от региональных властей, каким образом оказалось так, что на этой охоте присутствовали высокопоставленные чиновники», — добавил директор WWF России. Пока комментариев властей на этот счет не последовало.
Если вина выживших чиновников будет доказана, им грозит уголовная ответственность по ст. 258 УК РФ (незаконная охота). Максимальное наказание за это преступление — шесть месяцев ареста, штраф 300 тыс. рублей и лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет. Не исключено, что в ходе расследования будет доказано, что охотники стреляли с вертолета, что является отягчающим обстоятельством.
При этом глава комитета по охране животного мира правительства Республики Алтай Виктор Каймин, который погиб вместе с шестью пассажирами Ми-171, ранее уже оказывался в центре подобного скандала. В 2004 году алтайским СМИ стало известно, что Каймин несколько раз организовывал охоту на животных, отстрел которых запрещен. В частности, с его участием в 2003 году проходила охота на козерогов на территории Шавлинского заказника, где отстрел животных запрещен. Среди высокопоставленных охотников, прилетевших в заповедник тоже на вертолете, был, по данным журналистов, глава департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства РФ Алексей Саурин. Эта история получила широкую огласку, депутаты госсобрания Республики Алтай даже несколько раз направляли запросы в местную прокуратуру. Было возбуждено уголовное дело, но потом его закрыли. К ответственности в рамках гражданского дела в итоге привлекли егеря Владимира Янтыева, который сообщил о незаконной охоте, и редакцию местного еженедельника — за клевету на чиновников.
Вертолет Ми-171 потерпел аварию недалеко от алтайского поселка Кош-Агач 9 января. Нашли воздушное судно на третий день после катастрофы, 11 января. Четыре человека выжили, семеро, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, погибли. Косопкина и замначальника департамента управления президента России по внутренней политике Сергея Ливишина похоронят в среду в Москве. Похороны высокопоставленных алтайских чиновников, летевших на вертолете на охоту, а также погибших членов экипажа пройдут в Республике Алтай.