На Алтае в воскресенье утром возобновились поиски пропавшего два дня назад вертолета Ми-171 (последняя модификация Ми-8). Вертолет с бортовым номером 22463 вылетел из аэропорта города Бийска Алтайского края в пятницу около 8.30 по местному времени (5.30 мск). На его борту находились три члена экипажа и восемь пассажиров.
Пассажиры вертолета — высокопоставленные чиновники и предприниматели, в том числе полпред президента Александр Косопкин, — направлялись на охоту в поселок Кош-Агач Республики Алтай.
На борту Ми-171 помимо Косопкина находились вице-премьер правительства Республики Алтай Анатолий Банных, начальник республиканского управления по охране и восстановлению охотничьих животных Виктор Каймин, командир горно-алтайского летного отряда Владимир Подопригора, руководитель алтайского ансамбля «Арманка» Василий Вялков, заместитель начальника департамента управления президента России по внутренней политике Сергей Ливишин, фотохудожник из Санкт-Петербурга Николай Копранов и некий Борис Белинский. Об этом РИА «Новости» сообщила в воскресенье руководитель пресс-службы правительства региона Елена Кобзева. Члены экипажа пропавшего вертолета: Алексей Баяндин, Максим Колбин и Александр Вертей.
Как установила Западно-Сибирская транспортная прокуратура, вертолет принадлежал авиакомпании «Газпромавиа». Помощник главы Западно-Сибирской транспортной прокуратуры по связям со СМИ Оксана Горбунова сообщила «Интерфаксу», что Ми-171 выполнял полет по заказу частного предпринимателя. «Оказание транспортных услуг по визуальному подбору площадок с воздуха», — так сформулирована в документах цель полета. Видимо, участники полета намеревались с воздуха выбрать наиболее удобное место для охоты. Вблизи Кош-Агача, куда направлялась группа, туристы, как правило, охотятся на горных козлов и волков.
Через час после вылета из Бийска вертолет сделал промежуточную остановку в поселке Чемал и направился к конечному пункту полета. Последний раз командир экипажа Алексей Баяндин вышел на связь с диспетчерским пунктом в 13.00 (10.00 мск).
Примерно через час он должен был приземлиться в высокогорном Кош-Агаче. Но вертолет пропал, даже не выйдя на связь с наземными службами.
Первыми на поиски исчезнувшего Ми-171 отправились спасатели МЧС и сотрудники «Авиалесохраны». Самолеты Ан-2 и Ан-24, а также вертолет Ми-8 летали вдоль предполагаемого маршрута полета исчезнувшего воздушного судна, но не обнаружили ни самого вертолета, ни следов его падения. Выйти на связь с экипажем и пассажирами не удалось и в субботу. К вечеру появилась информация о том, что круг поисков сужен. «Отрабатывается версия, в соответствии с которой якобы замечены сигнальные огни в районе перевала Неожиданный в Кош-Агачском районе», — сообщили «Интерфаксу» в управлении МЧС Республики Алтай. По другим данным, местные жители видели вертолет незадолго до его исчезновения, и, по их свидетельствам, он может находиться в районе устья реки Калбакая. Поиски в этих районах в субботу вели две группы спасателей на пяти машинах общей численностью 35 человек, но безрезультатно.
В воскресенье поисковая группа переместилась к реке Богузун. По данным спасателей, в урочище Малталу на севере Кош-Агачского района были замечены сигнальные огни пропавшего Ми-171.
Тем временем прокуратура, проводившая проверку по факту пропажи вертолета, заявила: Ми-171 был полностью технически исправен, экипаж готов к полету. «Каких-либо нарушений при прохождении предполетного медицинского осмотра, при ремонтно-эксплуатационных работах пока не выявлено, но проверка еще не закончена», — сообщили в пресс-службе Западно-Сибирской прокуратуры, добавив, что вертолет «был совсем новый».
Почему на исправном вертолете не сработал аварийный маяк, который должен был сразу после столкновения или аварийной посадки передать диспетчерам координаты Ми-171, пока неясно.
Как пояснили «Коммерсанту» в компании «Газпромавиа», маяк АРМ 406П автоматически активируется при ударе, посылая через спутник на пульт Центроспаса географические координаты, номер и принадлежность потерпевшего аварию воздушного судна. Если вертолет упал, устройство должно было сработать автоматически, а если пилотам удалось совершить аварийную посадку, они должны были активировать маяк вручную. В «Газпромавиа» полагают, что в устройстве, возможно, произошел сбой, а в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) говорят, что эти маяки давно доказали свое несовершенство: не раз случалось, что у устройства при падении отламывалась антенна и оно становилось совершенно бесполезным.
С утра воскресенья в районах севернее и восточнее Кош-Агача работают спасатели и добровольцы на снегоходах. «Дорога очень плохая, добираться туда сложно, новостей от наземной группы пока нет, не отвечают на звонки и мобильные телефоны пропавших», — сообщил ИТАР-ТАСС дежурный республиканского МЧС. Для участия в поисковой операции в Алтайский край из Москвы прилетел самолет МЧС Ил-76, кроме того, территорию с воздуха обследуют вертолеты Ми-8, Ми-26, самолеты Ан-74, Ан-26, Ан-12 и Ан-22 — всего 13 воздушных судов. По данным синоптиков, в воскресенье в районе поисков ожидается ясная погода и хорошая видимость.
Спасатели отмечают, что аварийные запасы продовольствия на борту пропавшего вертолета (галеты и консервы с тушенкой и гречневой кашей) закончатся в воскресенье — сухой паек рассчитан на три дня.