Мосгордума внесла изменения в действующий 11 лет городской закон, регламентирующий порядок наименования улиц. До сих пор действовал порядок, по которому присваивать имена выдающихся деятелей можно было только по истечении 10 лет со дня их смерти и только новым улицам. Вмешательство в топонимику допускалось лишь в трех случаях: в целях восстановления исторических наименований, устранения дублирования наименований и при изменении статуса объекта (например, превращение улицы в проспект).
Тепер, появилось четвертое исключение: все ограничения снимаются в том случае, если переименование происходит по рекомендации столичного мэра или президента РФ.
Заодно признаются легитимными и произошедшие ранее изменения названий — действие документа «распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу Закона Москвы от 08.10.1997 №40-70 «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы».
Как объяснил редактор документа, спикер парламента Владимир Платонов, жесткие ограничения закона не учитывают особого статуса Москвы, которая является не только субъектом РФ, но и столицей России. При этом порой возникает необходимость увековечить в наименованиях улиц память выдающихся российских граждан, деятельность которых имела значение не только для города, но для всей страны и даже мира, и сделать это в более краткие сроки.
Что касается приданной законопроекту обратной силы, то и здесь спикер не видит ничего предосудительного. По его словам, закон не имеет обратной силы в случае его ужесточения. Данный же документ, наоборот, «расширяет права граждан»
Напомним, что о необходимости изменения закона о наименовании улиц в столичном парламенте заговорили после того, как столичные власти его нарушили, поспешив немедленно выполнить указ президента Дмитрия Медведева об увековечении памяти умершего 3 августа 2008 года писателя Александра Солженицына. Уже спустя 10 дней в мэрии подобрали для переименования расположенную в историческом центре города Большую Коммунистическую улицу. (В 2004 году, выполняя указ Владимира Путина об увековечении памяти погибшего президента Чечни Ахмата Кадырова, в мэрии приняли решение о присвоении имени Кадырова одной из улиц в Южном Бутове спустя четыре месяца после его гибели.)
Решение мэрии вызвало резкий протест у столичных коммунистов.
Фракции КПРФ в Мосгордуме обратилась в городскую прокуратуру с просьбой провести проверку на соответствие переименования улицы Большая Коммунистическая действующему законодательству. По мнению лидера фракции Владимира Лакеева, было нарушено еще одно требование закона — о том, что присвоение наименований осуществляется после прохождения экспертизы в специальном уполномоченном органе при правительстве Москвы. Кроме того, как считает депутат, жизнь и деятельность Солженицына никоим образом не была связана с улицей Большая Коммунистическая, к которой покойный не имел никакого отношения.
Не испытали особого восторга от перемены адреса и жители Большой Коммунистической.
В сентябре в день проведения первого слушания законопроекта несогласные с переименованием жители улицы вышли на пикет к столичному парламенту с плакатами: «Живите не по лжи» и «Солженицын писал о другом». А недавно на одном из домов жители даже сняли табличку с новым названием улицы, заменив ее на старую.
Не имеющие ничего против увековечения памяти писателя жители возмущались тем, что им создают проблемы, связанные с заменой документов, а это деньги, время, силы.
Впрочем, по мнению большинства депутатов, проблемы эти, скорее, надуманны. По словам Платонова, столь большой перерыв после первого чтения законопроекта был вызван тем, что СМИ растиражировали ложную информацию о том, что гражданам предстоит масса расходов и всяческих неудобств в связи с переменой адреса. Поэтому дума послала запросы в соответствующие инстанции и выяснила, что жителям достаточно будет прийти в отделение милиции, где в их паспорта бесплатно внесут соответствующее изменение.
Впрочем, противников как изменений в закон, так и переименования конкретно Большой Коммунистической переубедить не удалось.
По словам лидера «Яблока» Сергея Митрохина, проявленное думой «верноподданничество совершенно не уместно». По его мнению, наименования улиц не является даже совместным полномочием федерального центра и региона и входит в компетенцию исключительно субъекта федерации. А позволяя президенту вторгаться в компетенцию города, депутаты нарушают принципы федерализма. «Если речь идет о выполнении полномочий президента, то они должны быть обозначены в федеральных законах, например Конституции», — считает Митрохин.
По мнению единороссов, ни о каком диктате речь не идет. «Президент, как и любой человек, может высказать свои рекомендации», — напомнил депутат Александр Крутов. А в ответ на замечания коммуниста Сергея Никитина, назвавшего происходящее фактом правового беспредела, ему тут же припомнили множество случаев такого беспредела и противоречий Конституции из нашей недавней истории.
Впрочем, коммунисты не считают, что с принятием изменений в закон вопрос о легитимности переименования Большой Коммунистической снят: Никитин напомнил коллегам о том, что в одном из судов города находится иск на этот счет.
Кстати, ранее столичный парламент собирался присвоить Солженицыну звание почетного гражданина Москвы, но от этого отказался сам писатель. Солженицын объяснил это тем, что он не москвич и ничего не сделал для Москвы. «Столичные власти действуют именно в том типично большевистском духе, с которым всю свою жизнь боролся Солженицын, — считает один из авторов закона «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена г. Москвы», профессор РУДН, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов Михаил Горбаневский. — Не думаю, что самому Александру Исаевичу это бы понравилось».