Мосгорсуд вынес приговор «банде Рыно» — убийцам-скинхедам, действовавшим под руководством Артура Рыно и Павла Скачевского. Участники группировки нападали на улицах Москвы на людей с неславянской внешностью, они совершили 20 убийств и 12 покушений. Ранее присяжные заседатели признали виновными семерых членов группировки и оправдали двух подсудимых. А в понедельник судья Петр Штундер огласил обвинительный приговор.
Главари банды скинхедов Рыно и Скачевский получили по 10 лет исправительной колонии общего режима. Это самое суровое наказание, которое мог назначить суд, так как они совершали убийства, будучи несовершеннолетними.
Другие члены группировки также приговорены к длительным срокам: Роман Кузин — к 20 годам колонии строгого режима, Виталий Никитин — к 12 годам строгого режима, Иван Китайкин и Александр Аникин получили по 9 лет колонии. При этом Китайкин по решению суда будет отбывать срок в колонии строгого режима, а Аникин — общего. Наименьший срок получил Денис Лавриненков — 6 лет колонии общего режима.
Никто из подсудимых не заслужил снисхождения присяжных, и все они проведут за решеткой столько, сколько во время прений сторон требовала прокурор Мария Семененко.
Исключение составил лишь Никитин — вместо 13 лет он проведет в колонии строгого режима 12. Еще двоих подсудимых, Светлану Аввакумову и Николая Дагаева, суд оправдал — присяжные решили, что эти двое не совершали никаких преступлений.
По данным прокуратуры, «банда Рыно» действовала в Москве в 2006–2007 годах. По рассказам выживших жертв Рыно и Скачевского, преступники нападали в ночное время, а если днем, то в безлюдном месте.
В большинстве случаев националисты настигали своих жертв возле подъездов домов и убивали ножами.
Рыно и Скачевский, которых следствие считает организаторами преступной группы, были задержаны 17 апреля 2007 года, сразу после нападения на гендиректора страховой компании «Гармед» Карена Абрамяна, от ножевых ранений скончавшегося в больнице. Очевидцы происшествия показали милиционерам, куда побежали скинхеды после нападения. Сотрудники милиции догнали и арестовали юношей. Во время обыска в доме обоих задержанных следователи нашли ножи и экстремистскую литературу. По показаниям Рыно следователи вышли на остальных членов банды: первыми стали Никитин и Кузин, затем в деле появились остальные фигуранты.
Суд над группировкой Рыно начался 1 октября 2008 года. Процесс проходил в закрытом режиме: фигурантам дела на момент совершения преступлений не было 18 лет. Первое заседание суда началось с того, что Рыно и Скачевский полностью признали свою вину.
Ранее Рыно признавался в 37 нападениях, хотя следователи в итоге установили его участие в 20 эпизодах. Подсудимый пояснял в показаниях, что он стал серийным убийцей «из-за ненависти к кавказцам, заполонившим Москву». Но после признания он вдруг заявил, что отказывается от показаний. Однако следствие все-таки запротоколировало два десятка рассказов Рыно — именно по ним и были в итоге возбуждены уголовные дела в рамках одного производства. Лидер банды пришел к выводу, что действовал в «правильном направлении, но неправильными методами». Последнее слово Рыно было лаконичным: «За веру, царя, отечество!»
Скачевский на суде раскаялся. Убийца заявил, что они неправильно воплощали свою «идею».
«Я раскаиваюсь, что мы действовали вот таким жестоким способом», — объяснил он. Его последнее слово, по мнению адвокатов, было «грамотно и политкорректно». Он сказал, что «не считает русскую нацию превосходящей другие» и что «выбрал такие методы борьбы со злом не из-за межнациональной розни, а потому что считал неэффективными другие». «Это очень трагический процесс, — отметил защитник Скачевского Дмитрий Аграновский. — В другой ситуации эти ребята могли бы оказаться полезными обществу. Скачевский, кстати, школу окончил с золотой медалью». Он подчеркнул, что осужденными оказались «подростки, люди с нездоровой психикой». «Что в них вложили, то в итоге и получили. Надеюсь, государство сможет вынести правильные выводы из этого процесса», — подытожил адвокат.
Оправданная Авакумова, по версии обвинения, записывала некоторые из нападений своих подельников на видеокамеру. Помимо прочих доказательств присяжным был предъявлен ролик, снятый Авакумовой 21 августа 2006 года (в этот же день был совершен теракт на Черкизовском рынке). На видео Рыно, его подельник Дагаев и еще несколько человек, не проходящие на этом процессе в качестве обвиняемых, нападают на прохожего монголоидной внешности. Ролик озвучен тяжелой гитарной музыкой.
Авакумова на допросах заявила, что сняла его «совершенно случайно», а когда ей стало известно, что ролик смонтирован и размещен на сайте нацистской группировки «Формат 18», она разорвала все отношения с Рыно и Дагаевым — единственными из обвиняемых, которых она знала до ареста.