Утром в четверг неизвестные люди в масках явились в петербургский офис правозащитной организации «Мемориал» на улице Рубинштейна. Один человек в штатском и несколько людей в масках вошли в помещение организации без предупреждения, не представились и о цели визита не рассказали, но заперли входную дверь офиса и никого не пускали внутрь. Об этом вторжении коллегам-правозащитникам сообщили по телефону сотрудники «Мемориала», которые в момент визита незваных гостей были в офисе. Попытки перезвонить им позже не увенчались успехом — телефоны оставшихся в помещении не отвечали.
«Это либо обыск, либо захват», — предположил в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» член «Мемориала» и глава общественной организации «Гражданский контроль» Юрий Вдовин.
Во дворе «Мемориала» столпились недоумевающие сотрудники заблокированной организации и сочувствующие. Правозащитники, пытаясь разобраться, что происходит, вызвали участкового, группу оперативного реагирования милиции и адвоката. Ни представителей правоохранительных органов, ни защитника в офис не пустили — и даже оборвали звонок изнутри, так что приходилось стучать в дверь.
После нескольких часов ожидания подтвердилось предположение об обыске. Гости офиса вручили представительнице «Мемориала» Татьяне Косиновой постановление за подписью следователя петербургского Следственного комитета при прокуратуре РФ Калганова. Женщине разрешили зайти в офис. Вместе с ней в «Мемориал» пыталась прорваться и съемочная бригада телеканала ТВЦ, но журналистов кулаками вытолкнули обратно.
Выяснилось, что следственные действия проводятся в рамках расследования одного из дел против газеты «Новый Петербург».
Это издание было закрыто в ноябре 2007 года после двух предупреждений Росохранкультуры — по подозрению в экстремизме. Но в конце октября 2008 года, после годичного перерыва, Городской суд Петербурга разрешил газете выходить в свет. «Новый Петербург» имеет в городе репутацию публикатора материалов о «еврейском фашизме» и тому подобных измышлений.
Дело, в рамках которого идет обыск в «Мемориале», связано с публикацией в номере «Нового Петербурга» от 21 июня 2007 года статьи Константина Черняева «Вот настоящий кандидат!». Автор материала делится впечатлениями о докладе депутата Госдумы генерала Родионова, который был опубликован еще в июне 2006 года. Подозрение то же самое — пропаганда экстремистских идей. Сейчас следствие ищет признаки причастности «Мемориала» к финансированию «Нового Петербурга».
Городские общественные деятели возмущены и подобным предположением, и самим фактом обыска в «Мемориале».
«Инкриминировать «Мемориалу» связь с «Новым Петербургом» — то же самое, что искать «Аль-Каиду (организация запрещена в России)» в детском саду», — считает правозащитник и бывший депутат Государственной думы Юлий Рыбаков.
У мемориаловца Вдовина более серьезные подозрения: «Боюсь, правоохранители добираются до архивов «Мемориала», там много информации, которая пока не выведена в публичный оборот. В частности, воспоминания репрессированных граждан, которые делились ими только с правозащитниками».
Подозрения правозащитника могут подтвердиться — закончив обыск, следователи изъяли жесткие диски компьютеров и часть архивов «Мемориала».
Вдовин отметил, что прежде организация не подвергалась нападкам правоохранительных органов — были лишь «внешние демонстрации» со стороны разного рода движений, вроде национал-патриотов. Прямых «силовых» конфликтов с властями «Мемориал» не имел.
Сам организатор обыска — Следственный комитет — объяснять вторжение в «Мемориал» не стал. Пресс-секретарь петербургского Следственного комитета при прокуратуре Сергей Капитонов в первой половине дня заявлял, что «не имеет представления» о том, кто проводит обыск в «Мемориале», и предполагал даже, что это могут быть заезжие следователи из других регионов. После того как ситуация прояснилась, он оказался недоступен для комментариев.