Во вторник вечером в Мосгорсуде присяжные вынесли вердикт банде скинхедов, действовавшей под руководством Артура Рыно и Павла Скачевского. С августа 2006 года по октябрь 2007 года подсудимые нападали на граждан с ярко выраженной неславянской внешностью, снимали происходившее на видео, а затем размещали видеоролики в интернете. Националистов обвинили по ч. 2 ст. 105 УК («умышленное убийство двух и более лиц»), п. «а» ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 105 УК («покушения на убийства»), ст. 282 УК («разжигание межнациональной вражды»).
Заседатели признали виновными семерых подсудимых, обвиняемых в 20 убийствах и 12 покушениях на убийство, и оправдали двух членов группировки.
Об этом «Газете.Ru» сообщили участники закрытого для прессы процесса. Единодушно, без голосования был признан виновным и не заслуживающим снисхождения главарь банды — Рыно. За виновность Скачевского, которому вменялось максимальное количество эпизодов — 29, высказались девять присяжных. Снисхождения, по их мнению, он также не заслуживает. Роман Кузин, Виталий Никитин, Иван Китайкин, Александр Аникин, Денис Лавриненков признаны виновными, но заслуживающими снисхождения. Это значит, что им не могут назначить наказание больше 2/3 причитающегося им срока и не могут посадить пожизненно. В отношении Светланы Авакумовой и Николая Дагаева голоса присяжных разделились поровну – шесть на шесть, а по закону в этой ситуации подсудимых оправдывают.
Со списком из 282 вопросов присяжные удалились в свою комнату в понедельник вечером. Спустя сутки они были готовы ответить на суде по каждому пункту. На первый же вопрос — «Имело ли место первое преступление?» — члены коллегии ответили отрицательно. Два фигуранта дела — Авакумова и Дагаев – проходили обвиняемыми только по этому эпизоду, который, по мнению адвокатов обвиняемых, банде Рыно приписали ошибочно. «Там неверно опознали тело, считали, что на одном из роликов снято убийство именно этого человека, но экспертиза показала, что характер ранений и орудия убийства были совершенно разными», — объяснил «Газете.Ru» один из адвокатов. Присяжные решили, что первого убийства скинхеды не совершали, поэтому все остальные вопросы, связанные с ним, были сняты.
Так единственную девушку в банде скинхедов Авакумову и приятеля Рыно Дагаева отпустили прямо из зала суда, посадили в машины и развезли по домам.
Суд над «группировкой Рыно» начался 1 октября 2008 года. Процесс проходил в закрытом режиме: фигурантам дела на момент совершения преступлений не было 18 лет. Первое заседание суда началось с того, что Рыно и Скачевский полностью признали свою вину. После этого учащийся Московской школы иконописи имени Киселева Рыно заявил отвод нескольким присяжным и судье Петру Штундеру из-за того, что у них «неславянские фамилии». Также подсудимый ходатайствовал о замене адвоката на свою мать, так как он «доверяет только матери», и об отводе прокурора Семененко, так как она, по мнению Рыно, своей красотой повлияет на вердикт мужчин-присяжных. Ходатайства судья Штундер не удовлетворил.
Ранее Рыно признавался в 37 нападениях, хотя следователи в итоге установили его участие в 20 эпизодах. Подсудимый пояснял в показаниях, что он стал серийным убийцей «из-за ненависти к кавказцам, заполонившим Москву». Но после признания он вдруг заявил, что отказывается от показаний. Однако следствие все-таки запротоколировало два десятка рассказов Рыно — именно по ним и были в итоге возбуждены уголовные дела в рамках одного производства. Лидер банды пришел к выводу, что действовал в «правильном направлении, но неправильными методами».
Последнее слово Рыно было лаконичным: «За веру, царя, отечество!»
Скачевский на суде раскаялся. Убийца заявил, что они неправильно воплощали свою «идею». «Я раскаиваюсь, что мы действовали вот таким жестоким способом», — объяснил он. Его последнее слово, по мнению адвокатов, было «грамотно и политкорректно». Он сказал, что «не считает русскую нацию превосходящей другие» и что «выбрал такие методы борьбы со злом не из-за межнациональной розни, а потому что считал неэффективными другие». «Это очень трагический процесс, — отметил защитник Скачевского Дмитрий Аграновский. — В другой ситуации эти ребята могли бы оказаться полезными обществу. Скачевский, кстати, школу окончил с золотой медалью». Он подчеркнул, что осужденными оказались «подростки, люди с нездоровой психикой». «Что в них вложили, то в итоге и получили. Надеюсь, государство сможет вынести правильные выводы из этого процесса», — подытожил адвокат.
Оправданная Авакумова, по версии обвинения, записывала некоторые из нападений своих подельников на видеокамеру. Помимо прочих доказательств присяжным был предъявлен ролик, снятый Авакумовой 21 августа 2006 года (в этот же день был совершен теракт на Черкизовском рынке). На видео Рыно, его подельник Дагаев и еще несколько человек, не проходящие на этом процессе в качестве обвиняемых, нападают на прохожего монголоидной внешности. Ролик озвучен тяжелой гитарной музыкой.
Авакумова на допросах заявила, что сняла его «совершенно случайно». По ее словам, в августе 2006 года она гуляла в районе станции метро «Измайловская», недалеко от Черкизовского рынка, с несколькими приятелями, в том числе с Рыно и Дагаевым. Как утверждает подсудимая, ей было неизвестно, что ее друзья собираются на кого-то нападать. Когда товарищи набросились на прохожего, кто-то передал ей камеру. Кто именно наносил жертве удары, Авакумова сказать следователям не смогла. После нападения злоумышленники разбежались в стороны. Камеру у Авакумовой выхватил Дагаев.
Через некоторое время девушке стало известно, что снятый ею ролик смонтирован и размещен на сайте нацистской группировки «Формат 18».
Произошедшее, сказала Авакумова, произвело на нее такое сильное впечатление, что в дальнейшем она разорвала все отношения с Рыно и Дагаевым — единственными из обвиняемых, которых она знала до ареста.
После этого прокурор Мария Семененко зачитала показания обвиняемой, данные ею в ходе следствия. Из них следует, что раньше Авакумова была фанатом футбольного клуба «Спартак», имела контакты с националистическими движениями «Русский общенациональный союз (организация запрещена в России)» (РОНС) и «Славянский союз» (СС). В уличных акциях РОНСа, направленных против абортов, проституции и наркомании, девушка принимала непосредственное участие. Авакумова отмечала, что не испытывает никакой неприязни к лицам с «неславянской внешностью». На вопросы следователей про найденное прокуратурой видео, на котором Авакумова открыто говорит о своих националистических взглядах и признается в членстве в РОНС, она отвечала, что все это было снято в шутку.