Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Пиратская версия доклада ООН

Совет Безопасности ООН рассмотрит ситуацию с пиратством в Сомали

В четверг Совет Безопасности ООН рассмотрит ситуацию с пиратством в Сомали. Как заявил генеральный секретарь ООН, в 2008 году пираты заработали на захвате судов около $30 млн. Сейчас в плену у морских разбойников находятся 17 кораблей и более 300 моряков.

Совет Безопасности ООН в четверг намерен изучить доклад генсека организации Пан Ги Муна о ситуации в Сомали. Основная его тема — вышедшие из-под контроля пираты в Аденском заливе, связывающем Красное море и Индийский океан.

«С 1 января 2008 года у берегов Сомали были захвачены 65 судов, — говорится в обнародованном накануне докладе. — Согласно экспертным оценкам, с начала этого года пиратам в виде выкупа было выплачено от 25 до 30 миллионов долларов». В эту сумму не входят деньги, которые предстоит выплатить за до сих пор находящиеся в плену 17 кораблей.

В общей сложности в плен взяты более 300 человек.

Помимо иностранцев от пиратства и вооруженного разбоя страдают федеральные и местные власти Сомали, которые не располагают хорошо оснащенными скоростными катерами, средствами связи и мощным вооружением, которые необходимы для борьбы с пиратами, заявляет глава ООН.

Пан Ги Мун назвал сомалийское пиратство «постоянной и серьезной угрозой». Кораблям трудно отказаться от прохода по Аденскому заливу — короткому пути, связывающему Индию и восточную Африку с Европой. Плыть, огибая север черного континента, дольше и дороже: это могут позволить себе лишь немногие судоходные компании. Кроме того, возникают трудности у международных организаций с доставкой гуманитарных грузов страдающему второе десятилетие от гражданской войны населению Сомали. Это «становится все более дорогостоящим и опасным предприятием», подчеркнул генсек ООН.


Главной причиной процветания пиратского бизнеса в Сомали Пан Ги Мун считает бедственное экономическое положение страны.

«На побережье действуют бандитские кланы, которые промышляют в водах по одиночке, нападают на суда и перегоняют их в заливы, — рассказал «Газете.Ru» морской эксперт, представитель агентства «Морские вести России» Михаил Войтенков. — Есть информация, что пиратами руководят некие люди из Арабских Эмиратов, Канады, Англии, которые передают им данные о проходящих кораблях крупных компаний. Разумеется, потом пираты делятся добычей со своим руководством». Однако, по данным эксперта, в последнее время все больше пираты действуют самостоятельно, без указаний со стороны. Кроме того, ряды морских разбойников активно пополняются бывшими силовиками. Как указал в своем предыдущем летнем докладе по Сомали генсек ООН, к увеличению числа актов пиратского разбоя в прибрежной зоне «привела невыплата зарплаты полицейским и ополченцам, работающим на правительство».

Говоря о мерах борьбы с пиратами, Пан Ги Мун приветствовал наличие в Аденском заливе военных кораблей нескольких государств, в том числе России, США и Франции, а также предложил в очередной раз ужесточить санкции в отношении пиратов в Сомали. Соответствующая резолюция уже находится в СБ ООН. В документе содержится требование ко всем государствам-членам заморозить активы причастных к пиратским действиям в сомалийских водах юридических и физических лиц, а также ввести эмбарго на поставки оружия, военного обмундирования и техники лицам и организациям, связанным с пиратами. Принятие этого документа ожидается в ближайшее время.


Этот документ станет третьей в нынешнем году резолюцией Совета, ужесточающей борьбу с пиратством у берегов Сомали. В последней резолюции, принятой в октябре, члены СБ ООН призвали все государства, «заинтересованные в безопасности морских операций, принимать активное участие в борьбе с пиратством», предложив направлять к берегам африканской страны военные корабли и самолеты.

Тем временем власти Сомали попросили Россию разместить на их территории российские военно-морские базы, сообщает «Интерфакс».

Африканцы объясняют свой выбор тем, что Россия, в отличие от других стран, сначала попросила разрешения направить в территориальные воды Сомали свой военный корабль, и только когда получила его, подошла к берегам государства. Напомним, сейчас по Аденскому заливу курсирует российский корабль «Неустрашимый». «Мы хотим, чтобы не только один «Неустрашимый» был, а чтобы были и другие корабли», — заявил посол Сомали в России Мохаммед Мохамуд Хандуле. Он подчеркнул: «Присутствие российского Военно-морского флота как стратегического партнера для нас выгодно».


Но пока сомалийские пираты продолжают нападать на корабли. В четверг они потребовали выкуп в $25 млн за находящийся у них в плену танкер Sirius Star, захваченный 15 ноября, сообщает Sky News. Владельцем судна является базирующаяся в Дубае компания Vela International Marine Ltd — подразделение саудовского нефтяного гиганта Aramco. На борту — 25 членов экипажа, среди них есть граждане Великобритании, Хорватии, Польши, Саудовской Аравии и Филиппин. В трюмах танкера находится нефть на сумму $100 млн. Параллельно с пиратами идут переговоры по поводу выкупа сухогруза Cec Future датской компании, шедшего под флагом Багамских островов. Он был захвачен 7 ноября. На его борту 13 членов экипажа, в том числе семеро россиян – двое из Санкт-Петербурга и пятеро из Архангельской области.

В среду пираты отпустили судно Great Creation из Таиланда, двигавшееся под флагом Китая c 17 тыс. тонн соли на борту. Его захватили еще в сентябре этого года. Правда, на каких условиях прошла сделка, не сообщается. В тот же день пираты напали на фрегат военно-морских сил Индии Tabar, который отбил атаку и даже потопил сомалийское судно. Во вторник было захвачено судно «Делайт», шедшее из Гонконга в иранский порт Бандар-Аббас с 36 тыс. тонн пшеницы на борту. На нем находятся 25 членов экипажа. В тот же день пираты заполучили рыболовецкое судно под флагом Таиланда с экипажем 16 человек и греческий балкер (специальное судно для перевозки грузов насыпью и навалом).

До сих пор в плену находится украинский сухогруз «Фаина». Ведутся переговоры об условиях его освобождения. Судно, захваченное 25 сентября, перевозило 33 украинских танка Т-72, а также легкие зенитные установки, гранатометы и боеприпасы. На момент захвата на «Фаине» находились один гражданин Латвии, трое россиян и 17 граждан Украины. Капитан судна — гражданин России Владимир Колобков — скончался от сердечного приступа. «По последней информации, которой располагает МИД Латвии, члены экипажа захваченного пиратами у берегов Сомали сухогруза «Фаина» чувствуют себя нормально», — сказал РИА «Новости» пресс-секретарь МИД Латвии Иварс Ласис. В среду на «Фаину» была доставлена питьевая вода и продукты питания.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, почему 2025 год для авторынка будет сложным
В Московской области задержали подозреваемых в подготовке теракта
Назван спиртной напиток, в которому повысился интерес у россиян
Ольга Бузова объяснила, почему худеет
ФСБ провела обыски у руководства трех заводов по делу о мошенничестве
На Украине повреждены энергетические объекты
Российский пловец рассказал об отношении к нему иностранных соперников на чемпионате мира
СМИ узнали о возможных гарантиях безопасности для Украины
Гладков рассказал о подвиге жительницы Белгородской области
Россияне стали интересоваться путешествиями в старинные русские города
Нардеп счел плохим знаком для Зеленского слова спецпосланника Трампа по Украине
Россиянам рассказали, на сколько вырастет стоимость ТО автомобилей в 2025 году
Госдумы обсудит новый метод для борьбы с мошенниками-кредиторами
Россия купила у Грузии рекордное для ноября количество мандаринов
В Китае высказались насчет американского оружия в АТР
Следовавшие в Казань самолеты сели в Самаре
«Демократии не меньше»: в Госдуме ответили немецкому футболисту на критику России
Стоянов объяснил, почему не разрешил дочери стать актрисой
Все новости