В четверг Следственный комитет при Генпрокуратуре России объявил, что выяснил, кто виновник трагедии на атомной подводной лодке «Нерпа», в которой погибли 20 человек и 21 был госпитализирован. «Следователи военно-следственного управления СКП установили лицо, несанкционированно, без всяких на то оснований включившее систему пожаротушения на АПЛ. Это один из матросов экипажа, — говорится в сообщении Следственного комитета при прокуратуре России. — Он уже дал признательные показания».
Почему матрос это сделал, сейчас выясняется, говорят в СКП. Имя его официально не сообщается.
«Следователи продолжают работу с подозреваемым, а также в рамках уголовного дела, возбужденного по ст. 352 УК России (нарушение правил кораблевождения) выясняют роль и степень вины должностных лиц, как гражданских, так и военнослужащих, в случившейся трагедии и гибели людей», — добавил Маркин. Кроме того, в отношении подозреваемого уже возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Этой статьей предусматривается наказание до семи лет лишения свободы. Что именно произошло на подлодке, следователи пока не уточняют.
Известно только, что допрос подозреваемого матроса проводился в точном соответствии с требованиями УПК и в присутствии адвоката. После допроса показания матроса проверили на самой субмарине: там подозреваемый в присутствии понятых, специалиста и своего защитника повторил все действия, которые произвел на подлодке в момент трагедии.
В службе информации и общественных связей Тихоокеанского флота «Газете.Ru» отказались комментировать заявление Следственного комитета. «Мы не компетентны в следственных вопросах, — сказал сотрудник службы. — Прерогатива давать комментарии у Следственного комитета и помощника главкома ВМФ Игоря Дыгало». На Амурском судостроительном заводе также заявили, что «комментировать эту версию не будут».
В местной администрации также предпочли ничего не говорить, сославшись на то, что «уполномоченного лица на месте нет».
На АПЛ К-152 «Нерпа» была установлена химическая система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая). И ранее официальные лица хором заявляли, что система дала сбой и автоматически запустила фреон. Тем не менее, эксперты предполагали, что ЛОХ могла быть запущена и вручную. «Автоматика не может и не должна запустить фреон в отсек, в котором находятся люди, — рассказывал «Газете.Ru» подводник с 10-летним стажем, писатель, автор книги «72 метра» Александр Покровский. — Когда в отсеке люди, то подача газа блокируется. Если на «Нерпе» автоматика запустила фреон, и так было задумано, то это явная недоработка системы». Впрочем, эксперт говорил и о возможном влиянии человеческого фактора. «На всех предыдущих подлодках стоит ручная подача фреона, так что, вполне вероятно, что и на «Нерпе» тоже есть такая функция», — пояснял подводник.
Если система пожаротушения действительно была исправной, то тогда слова начальника Генштаба генерала армии Николая Макарова о том, что уже в начале следующего года «Нерпа» будет принята в состав ВМФ, становятся более приближенными к реальности. «Подлодка на ходу, полностью технически исправна», — заявил в среду Макаров, добавив, что уже к концу этого года лодка завершит все испытания. Правда, только накануне и. о. гендиректора Амурского судостроительного завода Геннадий Васильев, на верфи которого была собрана «Нерпа», заявлял, что комиссия по расследованию все-таки предполагает наличие ошибок в системе проектирования. О человеческом факторе официальные лица не говорили вовсе.
По словам экспертов, матрос, по идее, мог подать в отсек фреон. Выжившие утверждают, что фреон на них буквально «лился», это означает, что кто-то включил ЛОХ как минимум в трех отсеках.
«Но в этом случае он должен быть полным идиотом, ведь для того, чтобы запустить систему ЛОХ, нужно нажать кнопку подтверждения несколько раз, подобная «защита от дурака» имеется на моделях прошлого поколения», — объяснил подводник.
Кроме того, если матрос действительно виновен, неясным остается, почему вахтенный не пресек пуск фреона. По словам подводника, информация о включении ЛОХ поступает на пульт центрального поста общекорабельной системы, после этого вахтенный должен сообщить об этом командиру. «Датчики включения системы пожаротушения в трех отсеках должны не просто гореть, а орать. Вахтенный этого почему-то не увидел», — говорит Покровский.
Впрочем, по неофициальным данным, матрос Дмитрий Гробов как раз и был одним из трех вахтенных носовых отсеков, сообщает «Российская газета». В четверг он был арестован.
По данным издания, еще один вахтенный, Алексей Васильев, был задержан в четверг во время похорон погибших на АПЛ.
Сослуживцы матроса, подозреваемого в причастности к трагедии, уже заявили, что он просто не мог сделать то, в чем признался.
Один из офицеров подводной лодки «Нерпа» характеризует задержанного матроса как опытного подводника с многолетним стажем. «Мы не верим, что он мог специально или случайно включить систему. Я давно с ним служу — с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист. Не первый год служит на флоте», — сообщил «Интерфаксу» один из членов экипажа «Нерпы». Он подчеркнул, что хорошо знает обвиняемого: «Мы дружим семьями. Наши дети растут вместе».
Не исключено, что матроса просто признали крайним в этой истории.
По словам Покровского, с матросом просто могли договориться о том, что он возьмет вину на себя. «Государству важно, что передача подводной лодки в лизинг Индии не сорвалась. Тогда официально техника ни при чем, лодку можно передать», — сказал подводник.
Глава ФГУП НПО «Аврора», на котором была сделана система пожаротушения, установленная на подводной лодке «Нерпа», уже заявил, что все, что происходило на субмарине, было зафиксировано посекундно.
«Комментарии событий до окончания следствия неуместны, поскольку могут затронуть многих людей, — сообщил «Газете.Ru» директор ФГУП НПО «Аврора» Константин Шилов. – Но у нас есть представление о том, что произошло на подводной лодке, так как есть системы, которые фиксируют посекундно все события на АПЛ: нажатие кнопок, повороты ключей, системы положения исполнительных механизмов, сигналы, проходящие в системе управления, расположение этих механизмов. Эти данные предоставлены комиссии по расследованию и следствию. Их изучение позволит выявить проблемы и исключить их появление в дальнейшем».
ЧП произошло в ночь на воскресенье в Японском море. Субмарина «Нерпа» проекта 971 «Щука-Б» вышла с военной базы города Большой Камень. Всего на подлодке находились 208 человек, из них 81 — военнослужащие, экипаж, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Тихоокеанского флота (ТОФ) РФ. Остальные — члены сдаточной комиссии, сотрудники Амурского судостроительного завода, на котором изготавливали субмарину, и контрагенты других предприятий, где собирали различные датчики и приборы для подлодки. Сконструированная на Амурском судостроительном заводе лодка совершила первое погружение во время ходовых испытаний 31 октября 2008 года.
Через неделю в 3.30 утра (20.30 мск) в носовом отсеке лодки внезапно сработала система пожаротушения.
Несмотря на то, что возгорания не было, в отсеки, где находились люди, — кают-компанию и каюты экипажа — начал поступать газ фреон.
В итоге задохнулись 20 человек — трое военных и 17 гражданских лиц. По данным ТОФ, погибшие среди моряков — капитан II ранга заместитель командира по воспитательной части Евгений Головных, капитан III ранга начальник химической службы Александр Подборнов и мичман — старший кок Александр Прудников.
Еще 21 из присутствующих на субмарине отравились фреоном, но выжили. С подлодки их забрал большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц», где с пострадавшими начали работать военные медики. В больницы ТОФ во Владивостоке отравившиеся попали в состоянии разной степени тяжести.
Угрозы силовой атомной установке, расположенной в корме, не возникло, реактор не пострадал и продолжил работать в штатном режиме. Испытания лодки остановили, и субмарина своим ходом в сопровождении спасательного судна «Саяны» отправилась швартоваться в порт Большой Камень.