Несанкционированное срабатывание системы пожаротушения на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа», которое привело к гибели 20 человек, могло стать следствием ошибки в проекте. Об этом в среду сообщил исполняющий обязанности генерального директора Амурского судостроительного завода (АСЗ) Геннадий Васильев, передает «Интерфакс». «Комиссия (по расследованию инцидента) работает. Есть предположения, что ошибки были в проекте. Основные выводы будут сделаны в пятницу, 14 ноября», — сказал Васильев журналистам перед церемонией прощания с погибшими работниками АСЗ и предприятия «Эра». Он добавил, что проектированием занимался не завод, а предприятия-контрагенты. Где именно были нарушения, Васильев не уточнил. Вероятно, что он имел в виду злосчастную систему пожаротушения. Эту систему на лодку ставило ФГУП НПО «Аврора», сообщил в среду «Коммерсантъ». Однако директор «Авроры» Константин Шилов считает, что «комментарии событий до окончания следствия неуместны, поскольку могут затронуть многих людей».
Несмотря на продолжающееся расследование причин трагедии, со стороны военных уже прозвучали бодрые сообщения о том, что «Нерпа» вполне пригодна для принятия на вооружение.
«Думаю, в начале следующего года эта атомная подводная лодка будет принята в состав ВМФ», — заявил в среду начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров, передает «Интерфакс». Макаров сообщил, что «в ходе испытаний подлодка, несмотря на печальную аварию с гибелью людей, показала надежную работу всех узлов, агрегатов и систем управления, кроме, естественно, системы пожаротушения». Говоря о случае несанкционированного срабатывания системы пожаротушения, начальник Генштаба отметил, что с этим вопросом разбирается компетентная комиссия представителей оборонно-промышленного комплекса и Минобороны. «В ближайшее время будут решены все технические проблемы, связанные с этой системой», — добавил Макаров, правда, тут же отметив, что подлодка «на ходу, полностью технически исправна». Явное противоречие в его словах можно объяснить желанием приуменьшить размер трагедии на «Нерпе».
Впрочем, если комиссия действительно найдет проблемы в системе пожаротушения, то их устранение будет лишь делом времени. «Если при испытаниях атомных подводных лодок будут выявлены неполадки в какой-либо системе, то корабль возвращается на верфь, — рассказал «Газете.Ru» руководитель пресс-службы судостроительного предприятия Севмаш в Северодвинске, специализирующегося на постройке АПЛ, Михаил Старожилов — При заводе всегда есть, помимо работников верфи, десятки и сотни представителей предприятий-контрагентов, которые вместе с судостроителями занимаются устранением выявленных проблем. Системы обязательно будут налажены, какими бы не были серьезными неполадки. После этого необходим еще один выход в море». В целом за время испытаний лодка совершает несколько выходов в море.
Другое дело, что кроме устранения проблем с системой пожаротушения, судостроителям придется поменять еще и всю электронику в отсеках, в которые был пущен газ. «Фреон очень вреден для микросхем, — сообщил «Газете.Ru» подводник с 10-летним стажем, писатель, автор книги «72 метра» Александр Покровский. — После его использования всю электронику надо выкидывать. Если фреон был дан в отсеки в таком количестве, что погибли люди, то он точно все испортил: он покрывает все пространство тонкой пленкой, которую невозможно никак отодрать». Хотя, как добавляет подводник, в пострадавших отсеках достаточно вынести все панели и уставить новые, после этого лодку можно хоть к ВМФ приписывать, хоть в лизинг в Индию передавать.
Успеют ли специалисты за оставшиеся полтора месяца, отведенных генералом Макаровым, вернуть подлодке работоспособность, покажет только время.
Сейчас рассматриваются две главные версии произошедшего — сбой в автоматике, которая запускает систему пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), и человеческий фактор. Во вторник источник в комиссии по расследованию заявил РИА «Новости», что система ЛОХ была полностью исправна.
«Автоматика не может и не должна запустить фреон в отсек, в котором находятся люди, так как этот газ убьет их, — убежден подводник Покровский. — Когда в отсеке люди, то подача газа блокируется. Если на «Нерпе» автоматика запустила фреон, и так было задумано, то это огромная глупость производителей и явная недоработка конструкции. Но на всех предыдущих лодках стоит ручная подача фреона. Если же и на подлодке запуск газа был осуществлен вручную, то здесь уже речь идет о преступлении».
8 ноября на АПЛ во время ходовых испытаний в Японском море произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. В два отсека был закачан газ фреон, который вытесняет кислород, не давая огню гореть. Погибли трое военных и 17 сотрудников сдаточной комиссии.