В минувшее воскресенье в церкви Гроба Господня в Иерусалиме завязалась драка между представителями греческой и армянской церквей. Как сообщает телеканал «Би-Би-Си», до сих пор неясно, кто именно затеял потасовку, но точно известно почему: священникам армянской церкви не понравилось, что в момент проведения их обряда открытия Животворящего Креста, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос, в помещении храма находились греки.
По традиции, последователи армянской церкви обходят гроб Иисуса, совершая богослужения, но в этот раз на их пути оказались греки, которые якобы мешали проведению обряда.
Армяне попробовали их вывести, но получили отпор, после чего и завязалась драка. По данным телеканала, с обеих сторон в потасовке участвовало не меньше дюжины священнослужителей. Они начали колотить друг друга, бороться, валить противников на землю, попутно круша убранство храма. Монахи срывали церковные украшения и декоративные полотна, бросали друг в друга все, что попадалось им под руки. Впрочем, никто из участников конфликта серьезно не пострадал: кому-то разбили губу, кому-то подбили глаз.
Священнослужители могли поколотить друг друга куда сильнее, если бы их не разняла полиция. Прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов попытались мирно остановить дерущихся, но те были слишком увлечены силовым решением религиозного спора. Даже при помощи дубинок и «захватов сзади» полицейским не сразу удалось оттащить представителей разных конфессий друг от друга – слишком уж яростно те сопротивлялись.
Драка закончилась задержанием двух наиболее активных ее участников с обеих сторон. Остальных развели в разные части храма.
Стороны обвиняют в случившемся друг друга, передает «Би-би-си»: греки требуют соблюдать свои права, а армяне настаивают, чтобы посторонние не мешали им проводить традиционную службу в честь открытия священного креста. «Это нарушение статус-кво. Греки много раз пытались поставить своего монаха возле могилы, но у них нет права так поступать во время армянской церемонии», — сказал журналистам один из представителей армянской церкви. Представитель греков, в свою очередь, рассказал, что они собирались выразить протест против того, что армянские священнослужители нарушают их право находиться внутри святыни. «Мы встали в центре и сказали, что не уйдем, пока они не позволят нашему стражу оставаться внутри. Они отказали, и в этот момент появилась полиция», — сказал один из греков, не назвавший своего имени.
Драки между греками и армянами уже традиционны. Предыдущая произошла на месте распятия Христа в апреле 2008 года в Вербное воскресенье. Стычка возникла из-за желания верующих провести больше времени у могилы Спасителя.
По словам очевидцев, армянский священник начал драку с греческим священником, решив, что тот должен уступить свое место у гроба Господня. Завязалась потасовка, в которой приняли участие находившиеся в храме верующие. Греческого священника вытолкали из храма. В драку вмешались израильские полицейские. Верующие набросились на них с вербовыми ветвями. В результате были задержаны двое армян. Чтобы добиться их освобождения, толпа направилась от храма к полицейскому участку, где прошла акция протеста.
Одна из самых масштабных драк случилась в декабре 2007 года в одной из главных святынь христианского мира — церкви Рождества в Бейт-Лехеме, где, согласно преданию, родился Иисус. Тогда в потасовке в храме участвовало 80 священнослужителей: 50 представителей греческой церкви и 30 – армянской. Поводом для конфликта послужило недоразумение во время уборки храма после праздника католического Рождества в преддверии предстоящего 7 января празднования Рождества православной и армянской церквями. Кто-то из убиравшихся зашел на чужую часть храма и прикоснулся «не к своим» святыням.
Этого оказалось достаточно, чтобы в ход пошли сначала метлы и веники, а потом палки и камни.
Тогда религиозный спор также пришлось разрешить полицейским, а некоторых из его участников пришлось отправлять в больницу с серьезными ушибами.
Конфликт вокруг главных христианских святынь на территории Израиля между представителями разных конфессий не затухает. Дело в том, что с 1856 года Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Отношения между церквями всегда были напряженными, но в случае с израильскими святынями дело обстоит еще серьезнее: священнослужители почти никогда не могут договориться, кто к какой святыне имеет право прикасаться и кто когда проводит обряды. Их препирательства дошли до того, что ключ от церкви Гроба Господнего пришлось отдать арабу, поскольку христиане сами так и не смогли выяснить, кто ее должен открывать.