Правительство Москвы презентовало третий этап программы «Молодой семье — доступное жилье» на 2009–2011 годы и планы ее развития до 2015 года. Ожидается, что ежегодно на выполнение программы будет выделяться около 300 тыс. кв. метров жилплощади и от 5 до 6 тыс. молодых семей в столице смогут улучшить жилищные условия. Кроме того, предполагается значительное расширение состава участников программы и схем предоставления жилья, а также изменение системы льгот.
Программа, начатая в 2003 году, представляет собой рыночно-распределительную схему, сочетающую вложение собственных средств, заем или безвозмездное привлечение бюджетных средств, залоговые операции. На первых двух этапах программы город предлагал молодым семьям-очередникам жилье в наем с одновременным участием в одной из накопительных систем для покупки собственной квартиры, продажу жилья по льготной цене с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования. В зачет новой покупки шло жилье, уже принадлежащее семье. А если в семье появлялись дети, город списывал часть долга.
Сейчас власти намерены отменить ограничения по возрасту и считать все семейные пары «молодыми», если они ожидают рождения ребенка, или имеют ребенка в возрасте до пяти лет, или являются многодетными (имеют трех или более несовершеннолетних детей, в том числе опекаемых или взятых на воспитание), либо усыновили несовершеннолетнего ребенка или взяли над ним опеку. Принять участие в программе смогут теперь и те молодые семьи, в которых московскую регистрацию имеет лишь один из супругов.
Кроме того, на третьем этапе в программу будут принимать семьи, которые признали нуждающимися в содействии города, чтобы приобрести жилье, то есть те, кто, живя в стесненных условиях, не может стать на очередь, так как не является малоимущим.
Несколько иначе предлагается списывать долг за приобретенную квартиру при рождении детей. Если раньше молодой семье прощали часть долга, равную цене определенного количества кв. метров жилплощади (от 10 до 18 в зависимости от числа детей), то теперь эта сумма будет равняться 30% от невыплаченной выкупной стоимости квартиры. А при рождении двойни или более детей предлагается полностью списывать долг молодой семьи. Кроме того, молодым семьям обещают возможность снимать жилье в городских бездотационных домах (в ближайшие 3 года будет построено 24 таких дома), а также снимать жилье в частном секторе с частичной компенсацией (до 50%) из городского бюджета.
Очевидно, что отмена возрастного ценза и других ограничений вызовет наплыв желающих принять участие в молодежной жилищной программе.
При этом экономических возможностей для нововведения, похоже, никто не просчитывал – строящегося сегодня жилья не хватает и тем, кто удовлетворяет старым условиям программы.
По данным департамента жилищной политики и жилищного фонда, в настоящее время на жилищном учете в Москве состоит около 34 тыс. молодых семей. И обеспечение жильем только тех, кто стал на очередь до 1 марта 2005 года, возможно лишь к исходу 2013 года.
Тормозит программу низкий объем строящегося под нее жилья. Так, на втором этапе в 2006–2008 годах должны были приобрести квартиры 22 тыс. молодых семей, для чего планировалось построить 1,11 млн кв. м жилой площади. В реальности смогли улучшить свои жилищные условия менее 11 тыс. семей. Кроме того, в ходе реализации программы так и не заработали другие, заложенные в нее схемы помощи для молодых семей-очередников. В частности, молодые семьи предпочитают покупать жилье у города с рассрочкой платежа и отказываются от социальной ипотеки, потому что ипотечный банк не может списывать часть долга при рождении ребенка. Из-за изменений в федеральном законодательстве не было начато строительство ни одного дома молодежного ЖСК.
В целом программа двух этапов выполнена не более чем на треть. А в дальнейшем, как следует из представленных на заседание документов, планируется снижение объемов строительства.
Впрочем, от жилищного департамента, лишь распределяющего имеющуюся жилплощадь, все это мало зависит (по словам руководителя ведомства Петра Сапрыкина, все показатели взяты из утвержденной ранее трехлетней инвестиционной адресной программы). Так же, как и другая проблема программы, связанная с тем, что сейчас город предлагает жилье молодым семьям лишь за МКАД – в ближнем Подмосковье.
На сегодняшний день по этой причине от участия в программе отказалось уже около 400 семей.
До последнего времени в мэрии как заклинание повторяли, что Москве нет больше свободных площадок для строительства, и именно невозможность подбора площадок тормозит возведение домов по городскому заказу. Год назад было принято принципиальное решение о покупке жилья для городских возмездных программ в ближайшем Подмосковье. И это решение подавалось как панацея — условие для прорыва. Однако сегодня этот подход кардинально изменился, по крайней мере, на словах. «Нужно менять политику строительства жилья для молодых семей», — неожиданно заявил на заседании мэр Юрий Лужков, предложив переработать программу: увеличить объемы этого строительства и размещать его только в пределах города.
По мнению ряда городских руководителей, место в Москве для строительства по городским программам еще есть, и не только на отшибе, где в последние годы строилось жилье для молодых семей. (27 домов, в которых проживают 5,5 тыс. молодых семей построено компактно в четырех районах столицы — Кожухово, Люблино, Марьино и Южном Бутово). Как рассказал «Газете.Ru» префект Восточного округа столицы Николай Евтихиев, при реконструкции кварталов отношение построенных площадей к снесенным составляет 2–2,5. «Только у нас в округе подготовлено 8 проектов планировки кварталов, — объяснил он. – При реконструкции за бюджетный счет появится большой выход площадей, дающий возможность не только переселить жителей пятиэтажек и создать запас, но и выделить часть площадей для молодых семей округа». Подобная схема позволила бы не уезжать семьям с маленькими детьми из привычной среды и, к тому же, решила бы и проблему социальной инфраструктуры, с которой сталкиваются компактно заселенные молодыми семьями новые микрорайоны.
Но мэрию этот вариант решения проблемы вряд ли устроит.
Вполне вероятно, что за предложением перенести строительство в город стоит желание властей поддержать столичный стройкомплекс в условиях кризиса.
Ведь первоначально новые квартиры планировали выкупать по коммерческой цене у подмосковных застройщиков, а теперь за квадратные метры хотят платить столичным компаниям. Себестоимость их квартир в несколько раз превышает цену жилья в области.
На доработку программы отведено 2–4 недели. Как за это время будет пересмотрена адресная инвестиционная программа, да и весь городской бюджет — загадка.
«Мы строили свои расчеты исходя из того, что было заложено в адресную программу, — объяснил журналистам после заседания заместитель руководителя департамента жилищной политики Николай Федосеев. — Мэр поставил задачу увеличения объемов, мы только за. Если нам сейчас скажут, что эти резервы найдены, мы их приплюсуем».
В департаменте экономической политики не смогли сходу оценить возможность «изыскания резервов». А в рассматривающей сейчас столичный бюджет Мосгордуме и вовсе обсуждают пересмотр его показателей в сторону уменьшения. Как предполагается, в связи с мировым экономическим кризисом уже в 2008 году доходы (и, соответственно, расходы) в столичный бюджет снизятся на 150–200 млрд рублей. И урезаться будут в основном расходы на капитальные вложения. Изменения в бюджет будут внесены, в лучшем случае, в конце года, а то и позже.