Российский ФСИН отрицает, что экс-юрист ЮКОСа Светлана Бахмина подала прошение о помиловании на имя президента России Дмитрия Медведева. «Ни администрация колонии, где содержится осужденная Бахмина, ни руководство УФСИН по Республике Мордовия не получали от нее прошения о помиловании», — сообщил «Интерфаксу» в среду официальный представитель Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.
«Мы расцениваем все заявления и комментарии адвокатов Бахминой как пиар-акцию, которая не всегда уместна в таких случаях», — отметили в ведомстве.
Сотрудники ФСИН говорят, что единственное заявление, которое поступало от бывшего юриста ЮКОСа, — это кассационная жалоба в Верховный суд Мордовии на решение Зубово-Полянского суда об отказе ей в условно-досрочном освобождении. В мордовском управлении ФСИН комментировать заявление своих московских коллег отказались. «Нам сказали ничего журналистам не говорить», — ответили «Газете.Ru» в пресс-службе ФСИН.
Сообщение о том, что Бахмина обратилась с просьбой о помиловании к главе государства, став, таким образом, первой из фигурантов дела ЮКОСа, кто признал свою вину, появилось во вторник. Ее адвокат Роман Головкин рассказал «Газете.Ru», что его подзащитная передала прошение руководству больницы при колонии, где находится уже две недели (39-летняя Бахмина сейчас на седьмом месяце беременности, и «по медицинским показаниям» ей пришлось лечь в госпиталь).
В документе бывшая замначальника правового департамента ЮКОСа просила ее отпустить «домой к детям».
У Бахминой, которая уже два года находится в колонии, а до этого с 10 декабря 2004 года была под арестом в московском СИЗО № 6, двое малолетних сыновей — 7-летний Федор и 11-летний Григорий. Третьего ребенка ей, скорее всего, придется рожать в Мордовской женской колонии ЖХ-385/2: во вторник адвокат Головкин пояснил, что до президента прошение дойдет не раньше, чем через три месяца. Сначала его должны рассмотреть в колонии, мордовском ФСИН и местной комиссии по помилованию.
Напомним, что Бахмина была приговорена к шести с половиной годам лишения свободы в 2006 году. Ее признали виновной в соучастии в расхищении денежных средств компании «Томскнефть» на общую сумму 8 млрд рублей. После оглашения приговора Бахмина заявила, что обвинения ей понятны, но виновной она себя не признает. На многочисленные жалобы адвокатов осужденной, просивших отменить приговор или отсрочить его исполнение, пока младшему сыну Бахминой не исполнится 14 лет, различные судебные инстанции неоднократно отвечали отказом. Кроме того, защитники дважды подавали прошение об условно-досрочном освобождении (УДО) экс-юриста нефтяной компании, но им отказали. Тогда Бахмина решила признать вину, заявила, что раскаивается, и попросила ее помиловать.
Новость о том, что в службе исполнения наказаний отрицают сам факт подачи прошения, адвокатов чрезвычайно удивила. «Не понимаю, почему администрация колонии отрицает это», — недоумевал в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» в среду Головкин.
«Мой коллега из Мордовии, Руслан Смакаев, который также представляет интересы Светланы Бахминой, сегодня приехал в колонию, чтобы получить свидание с нашей подзащитной. Он лично видел этот документ в канцелярии колонии», — заявил адвокат.
По словам юриста, документ датирован 20 октября — именно в этот день Бахмина его написала и передала руководству исправительного учреждения. «Все, что с нашей стороны можно было сделать, мы сделали. Но никак повлиять на ФСИН мы не можем и не понимаем, с какой целью там отрицают очевидный факт», — добавил Головкин.
«В колонии я был, правда, свидания со Светланой мне получить не удалось. Но ходатайство о помиловании видел — его при мне нашла среди других бумаг сотрудница канцелярии», — подтвердил слова коллеги адвокат Смакаев. Он объяснил, что для ходатайств и прошений осужденных в колонии есть специальный ящик, из которого документ, написанный Бахминой в понедельник, вынули накануне.
Юрист предположил, что ФСИН опровергла информацию о просьбе о помиловании просто по ошибке.
«Возможно, подготовили заявление на вчерашний день, когда на самом деле не знали ничего, а в СМИ оно появилось только сегодня. Будем надеяться, что это не козни какие-то, а просто недоразумение», — говорит он.