Министерство обороны планирует этой осенью отправить на альтернативную гражданскую службу (АГС) 258 человек. В среду об этом заявил заместитель начальника главного организационно-мобилизационное управления Генштаба ВС РФ Алексей Князев. Число альтернативщиков составляет 0,1% от общего количества осенних призывников.
Альтернативная служба существует в России уже пять лет. «Раньше мы отмечали четыре серьезные проблемы, которые сейчас практически решены», — говорит секретарь коалиции «За демократическую АГС» Сергей Кривенко. Многих отпугивал огромный срок службы — 3,5 года. Однако сейчас с сокращением срока службы в армии до года было уменьшено и время пребывания на АГС — до 1 года и 9 месяцев, в которые включены два отпуска. В военных организациях — на предприятиях Спецстроя, оборонных заводах отслужить придется всего 1,5 года.
Кроме того, раньше практически всех альтернативщиков отправляли в другой регион, хотя в законе прописано, что молодые люди могут служить и в своем городе. «Сейчас только 30% из тех, кто идет на альтернативную службу осенью, будут направлены в другой регион, — пояснил руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Юрий Герций. — Остальные 70% останутся служить по месту жительства».
Впрочем, эти цифры объясняются вовсе не заботой о призывниках.
«Дело в том, что предприятия были лишены общежитий, которые должны предоставляться альтернативщикам, — объяснил Кривенко. — Из-за этого второй год подряд большинство остается служить дома».
Опасались молодые люди, что их направят на АГС в военные части. Но как заверил Кривенко, если их направляют в предприятия Спецстроя и на военные заводы, то призывники трудятся на гражданских специальностях в цехах, выпускающих гражданскую продукцию.
Как говорят чиновники и правозащитники, альтернативщикам немного повысили и зарплату. «До мая этого года плата была ниже прожиточного уровня, но теперь ее подняли», — говорит Кривенко. «Но и сейчас некоторые призывники не хотят получать меньше 25 тысяч рублей, — комментирует Герций. — Но их квалификация не соответствует такой плате». Как заявила заместитель директора по управлению персоналом и административным вопросам Управления федеральной почтовой службы Москвы Татьяна Мещерякова, на почте альтернативщики при особом усердии могут заработать 25 тыс. рублей, но средняя зарплата для молодого человека, разносящего почту по подъездам, все-таки гораздо ниже.
Но серьезные проблемы остаются: призывники просто не знают о том, какие у них есть права, а их заблуждения активно поддерживаются на призывных комиссиях.
«Мы всем говорим, что на АГС могут претендовать все, у кого есть убеждения, вступающие в противоречие с военной службой, и доказывать их на призывной комиссии не нужно, — говорит Сергей Кривенко. — В заявлении нужно лишь указать мотивы». Никаких справок о принадлежности к пацифистской или религиозной организации не требуется. Если соблюдены сроки подачи заявления — за 6 месяцев до начала призыва, то оснований для отказа в альтернативной службе нет. Кстати, Конституционный суд уже заявил, что даже несоблюдение сроков подачи заявления на АГС — не основание для отказа, добавляет правозащитник. «Но сейчас мы наблюдаем нехорошую тенденцию, когда на призывных пунктах молодых людей убеждают отказаться от АГС, предлагая взамен выдать отсрочку от армии по здоровью, — замечает Кривенко. — Мы не можем это объяснить ничем, кроме как желанием снизить число альтернативщиков».
Беспокоит правозащитников и способ распределения рабочих мест.
«Сейчас альтернативной службой интересуются выпускники вузов, в которых была ликвидирована военная кафедра, — объясняют они. — Но человек с высшим образованием хочет работать как минимум по специальности. Закон это позволяет». Причем в Роструде даже есть вакансии для выпускников вузов. По данным Юрия Герция, они могут предложить самые разнообразные профессии, среди которых есть даже художники, программисты, врачи, экономисты, педагоги и инженеры. Вот только количество вакансий по этим специальностям невелико: по два места. Гораздо больше требуется рабочих — трактористов, столяров, слесарей, а также животноводов и дояров (общее число вакантных мест только по этим специальностям достигает нескольких сотен).
Тем временем российские предприятия уже распробовали труд альтернативщика. По словам Юрия Герция, в призывниках особенно души не чают руководители домов-интернатов и больниц — там, где работа очень тяжелая не только физически, но и психологически. Как оказалось, молодые люди относятся к пациентам с большей добротой, чем штатные сотрудники. Не отстают в желании взять к себе призывников и другие организации. «Сейчас около 800 российских учреждений и предприятий прислали 9299 вакансий для выбравших АГС, — говорит Юрий Герций. — Но на эти места у нас всего лишь 258 молодых людей». Хотя, по его мнению, в будущем число альтернативщиков вырастет.
Пока же, говорят военные и чиновники, сложно удержать даже тех, кто «записался» на АГС.
По данным Минобороны, за пять лет существования «альтернативки» от нее уклонились 319 человек. Прошлой весной уклонистов насчитали девять. «У одних возникают проблемы со спиртным, — пояснил Юрий Герций, — другие просто не выходят на службу после отпуска». «Они привлекаются к ответственности, но мера наказания — штраф, — на наш взгляд, недостаточна», — заявил представитель Генштаба Алексей Князев.
Правозащитники соглашаются, что проходить АГС многие не хотят — правда, надеются, что ситуация изменится.
«Был создан негативный имидж у этой службы, все считали, что им «западло выносить горшки», что альтернативу выбирают «не мужики», кроме того, первоначальные драконовские условия не вызывали у призывников желания выбрать альтернативу, — говорит Сергей Кривенко. — Но сейчас и условия АГС стали гораздо комфортнее, и выбор специальностей увеличился. По официальным социологическим исследованиям, только 1-2 тысячи молодых людей согласилась бы пойти на АГС с самыми жесткими условиями. При более либеральных условиях — таких, как сейчас, альтернативную службу выбрали бы 10-15 тысяч призывников. Так что я уверен: уже скоро число альтернативщиков быстро увеличится».