В понедельник в городе Байкальске Иркутской области митинговали сотрудники Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). «Около тысячи человек собрались на площади рядом с проходной комбината, — рассказал «Газете.Ru» заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов Валерий Лукин, участвовавший в митинге. – Выступали рабочие, представители профсоюза, депутаты. Митинг состоялся, несмотря на плотный мокрый снег».
Люди протестовали против массовых увольнений, о которых было объявлено на прошлой неделе. «Мы требуем отмены приказа по сокращению персонала, выплаты заработной платы за сентябрь и решения других вопросов», — рассказал «Газете.Ru» работник комбината Николай Иванов. Еще 6 октября около 2 тыс. работников были отправлены в вынужденный отпуск, а комбинат был остановлен на месяц. Сейчас руководство БЦБК сократило 215 рабочих мест, уволив более 150 человек. Рабочие опасаются, что комбинат больше не откроется никогда.
Как утверждают представители профсоюза, процедура увольнения была произведена с нарушением закона. «Руководство БЦБК нарушило Трудовой кодекс, приостановив выплату надбавок, в том числе при увольнении сотрудников, которые достигли пенсионного возраста, — сообщил Валерий Лукин. — Также профсоюз не получил уведомление о массовом сокращении работников за три месяца, как требует Трудовой кодекс». (По закону, массовым считается увольнение 20 человек в месяц). «Эти нарушения уже подтвердили представители Государственной инспекции труда по Иркутской области, побывавшие на комбинате», — говорит Валерий Лукин.
Сообщение о сокращении всколыхнуло весь город, об этом говорят даже пенсионеры на рынках. Дело в том, что люди просто не смогут найти работу в городе, если их уволят. «БЦБК — градообразующее предприятие Байкальска, — рассказала «Газете.Ru» местная жительница Виктория Михайлова. — У нас каждая семья так или иначе связана с комбинатом. Как теперь будет жить город?» Работы в Байкальске практически нет. «Сейчас в городе есть всего 17 вакансий, а на бирже труда уже состоят 136 человек», — отметил Валерий Лукин.
Руководство комбината так и не вышло к митингующим. Зато выступил глава города Байкальска, который попытался призвать рабочих к терпению, но в ответ из толпы раздался лишь свист. Митингующие в итоге подписали резолюцию, в которой потребовали от властей области и руководства холдинга принять незамедлительные меры по спасению БЦБК, а также не допустить увольнения рабочих хотя бы до тех пор, пока они не смогут трудоустроиться.
Рабочие многих других российских предприятий также опасаются, что окажутся за проходной в условиях финансового кризиса.
«Уже сейчас идет сокращение в банковской сфере, в кредитных и финансовых учреждениях, — рассказал «Газете.Ru» заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Олег Нетеребский. — Однако в других отраслях такого пока не наблюдается. Лично я не думаю, что все-таки будут серьезные увольнения. Руководители предприятий пока только пугают подобными заявлениями, надеясь получить лучшие условия, например, по НДС».
«Руководство КамАЗа заявило о вероятном сокращении до 10% рабочих, группа «ГАЗ» объявила об увольнении еще большего количества людей, но это только вероятность, хотя реальная угроза сокращения есть, — говорит заместитель председателя Всероссийского профсоюза работников автомобильного машиностроения Виктор Горенков. – Сейчас представители профсоюзов ведут переговоры с менеджерами, чтобы минимизировать возможный удар по рабочим».
В понедельник стало известно об увольнении половины персонала Калининградского морского порта.
«Докеров сокращение не коснется, — пояснил «Газете.Ru» председатель Российского профсоюза докеров Александр Шепель. – Будут уволены менеджеры». Однако из-за того, что Калининградский порт в основном живет за счет экспорта и импорта, объемы которого уже сократились из-за кризиса, профсоюзы опасаются, что у докеров просто не будет работы. «Кризис затронет всех перевозчиков, — говорит Шепель. – Я знаю, что проблемы начались у водителей-профессионалов, у них резко упал объем перевозок».
Профсоюзы сейчас находятся в состоянии боевой готовности. Они пристально следят за каждым шагом работодателей, утверждая, что если будет нарушаться Трудовой кодекс, они поднимут рабочих на митинги и забастовки.
Об этом «Газете.Ru» сообщили все опрошенные представители профсоюзов. «Но сейчас наша позиция такова: мы будем до последнего пытаться уладить все конфликты за столом переговоров, — за всех ответил представитель Федерации независимых профсоюзов Олег Нетеребский. – То есть специально разогревать нынешнюю ситуацию митингами мы не будем». По его словам, есть еще масса других механизмов, которые позволяют пережить кризис без увольнения людей: можно перейти на сокращенную рабочую неделю, можно на время заморозить заработную плату. «Все работодатели понимают, что кадры решают все, и если они сейчас уволят работников, то потом они не смогут найти таких же профессионалов», — заявил Нетеребский, добавив, что руководители компаний во время финансового кризиса должны в первую очередь посмотреть на зарплату топ-менеджеров. «Она сейчас сильно раздута, также руководители должны отказываться от начисляемых им бонусов, — продолжает представитель Федерации независимых профсоюзов. – Также можно изучить, на что идет прибыль, и отказаться от покупки непрофильных активов». Если у руководителя цель спасти предприятие, а не урвать себе прибыль, то он пойдет по этому пути, поясняет Нетеребский. «Кризис покажет, кто из бизнесменов – рвачи, а кто – грамотные управленцы», — говорит он.
Многие предприятия, говоря о массовых сокращениях, объясняют это решение всевозможными причинами, но только не финансовым кризисом.
Так, на Байкальском ЦБК проблемы связываются с активным наступлением Росприроднадзора, который обвинял предприятие в загрязнении окружающей среды. Осенью комбинат перешел на замкнутый цикл производства, однако выброс отходов все равно продолжался. В итоге Росприроднадзор подал на него в суд. В Калининградском морском порту руководство заявило, что у них идет перестройка структуры компании, которая была задумана еще до мирового финансового кризиса. «Просто кризис – как лакмусовая бумажка, — считает Олег Нетеребский. — Он обострил проблемы на тех предприятиях, где ситуация была не ахти».