Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Бездомные ветераны умирают голодными

Дагестанские «афганцы» продолжают голодовку даже после смерти сослуживца

,
В Дагестане вторую неделю продолжают голодать ветераны войны в Афганистане, которым негде жить. Один участник акции уже скончался, двое госпитализированы, остальные отказываются ехать в больницы. За все время голодовки к ним приехал только один республиканский чиновник.

В Махачкале пошла вторая неделя голодовки ветеранов боевых действий в Афганистане. Иного способа привлечь к себе внимание властей ветераны уже не видят — очередь на жилье с середины 80-х годов совсем не движется. Основная проблема «афганцев» — жилищная. Ветераны объявили бессрочную акцию протеста в центре Махачкалы, установив в одном из парков палатки.

Один из участников акции, Казанфар Нурметов, скончался. Еще двое «афганцев», Имам Султанов и Нариман Садыки, госпитализированы.

Несмотря на потери, прекращать голодовку никто не собирается.

«Хуже, чем сейчас, уже не будет, — говорит Муртуз Курбанов, один из участников акции. — Один Бог знает, чем все это закончится. Я могу отвечать только за себя, и я прекращать голодовку не буду».

Рядом с палаточным лагерем круглосуточно дежурит карета «скорой помощи». По словам врачей, состояние голодающих ухудшается с каждым днем. Врач заполняет медкарты при корреспонденте «Газеты.Ru». Она только что оказала помощь двум голодающим. У одного из-за ночей, проведенных на улице, обострилась почечная болезнь, у другого поднялось давление. К картам прикрепляется официальный отказ пациентов от госпитализации и инъекций.

Один из активистов, 46-летний Нурметов, скончался от инфаркта после первого дня акции протеста. По словам его боевых товарищей, он и раньше жаловался на высокое давление и проблемы с сердцем, что не помешало ему участвовать в голодовке. Кавалер Ордена Красной Звезды и медали «За отвагу», он около 20 лет дожидался квартиры от государства.

Его история типичная для тысяч других «афганцев»: в 80-е призвали в армию, попал в Афганистан, отслужил, рискуя жизнью, остался жив. Вернулся домой инвалидом 2-й группы с десятком хронических болезней. Много лет после службы Нурметов жил в железном вагончике, а когда пришлось уйти и оттуда, приютили в конторе, где работал еще до войны. Ветерану с женой и двумя детьми выделили маленькую комнату, где он и жил до 6 октября 2008 года. Несколько раз его оттуда пытались выселить, но помогало вмешательство общественной организации «Боевое братство».

С прошлого понедельника у Нурметова и его сослуживцев появилось новое место жительства – палаточный городок в парке боевой славы воинов-«афганцев». Там он прожил всего один день – не выдержало сердце.

В минувшее воскресенье занятый ветеранами парк посетил министр труда и социального развития Дагестана Исмаил Эфендиев. Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» голодающие, беседуя с ними, республиканский министр заявил: «Я лицо второстепенное, от меня мало что зависит». «После этих слов я даже слушать его не стал, вернулся в палатку и лег спать», — говорит Муртуз Курбанов. «Разве может министр, вхожий к руководству республики, так говорить?» — удивляются участники бессрочной голодовки.

Сегодня в Дагестане живут четыре тысячи ветеранов войны в Афганистане. Проблем у них очень много – маленькие пенсии, трудоустройство, дорогостоящее лечение, но самой актуальной и практически неразрешимой является проблема жилищного обеспечения. Люди по много лет стоят в очереди на квартиру, ходят по инстанциям и собирают многочисленные справки, ютятся с семьями в съемных квартирах и ждут.

По существующему законодательству каждому ветерану положено 18 квадратных метров жилья. Самому молодому участнику боевых действий в Афганистане уже далеко за тридцать. У каждого из них есть семьи, которым тоже нужно где-то жить.

Для улучшения жилищных условий российские власти выдают им сумму в 317 тысяч рублей, которых на решение проблемы катастрофически не хватает.

Зато, если ветеран соглашается получить деньги, то его автоматически исключают из очереди на квартиру. «Мало того, что эти 317 тысяч непонятно каким образом высчитали, мало того, что про семьи наши никто не думает, так еще и лишают очереди на квартиру», — возмущаются дагестанские «афганцы». «А что мы купим на эти деньги? Это не улучшение, а ухудшение жилищных условий», — говорит участник голодовки Ахмед Алиев, который уже 19 лет ждет своей очереди на квартиру.

За все годы бесконечных хождений по кабинетам написаны тысячи писем и обращений в федеральный центр. Всю переписку организаторы акции наклеили прямо на установленный в парке обелиск погибшим в Афганистане. «В местном бюджете должны быть статьи, предусматривающие помощь ветеранам афганской войны», — говорится в ответах из центра. «Денег нет. Республика дотационная», — пишут местные чиновники.

По словам самих ветеранов, такая плачевная ситуация с жильем для участников афганской войны сложилась только в Дагестане. В качестве примера «афганцы» приводят соседнюю Ингушетию — тоже дотационную республику. Там систему социальной помощи, которая действует и по сей день, наладил еще ее бывший глава Руслан Аушев. А в Кабардино-Балкарии в свое время создали строительные бригады из числа ветеранов событий в Афганистане. Люди на государственные деньги строили дома себе и своим однополчанам. Так был построен целый район в Нальчике.

«Почему сейчас мы должны ходить и выпрашивать то, что нам и так положено? Ведь, когда нас отправляли на войну, нас никто ни о чем не просил. Тогда мы выполняли, как говорили партийные бонзы, свой интернациональный долг, и мы ни о чем не жалеем. Но за что же нас сейчас так унижают?», — говорит Курбанов.

Даже те солдаты, кому посчастливилось вернуться с войны без серьезных увечий, сейчас страдают от хронических заболеваний, которые усугубляются с каждым годом. Участники акции протеста рассказывают, что каждый солдат, прошедший Афганистан, за годы войны проглотил такое количество пыли, из которого можно было бы слепить два кирпича. Это официальная статистика министерства здравоохранения Советского Союза. «Вот представьте теперь, какое у нас здоровье, если все это в нас сидит», — в один голос говорят голодающие. Единодушны они и в том, что детей в российскую армию служить не отпустят: «Ни за что!».

Новости и материалы
Путин заявил, что системы «Орешник» нет в других странах
Путин заявил, что наступательный потенциал российских войск растет с каждым днем
Путин заявил о неуязвимости системы «Орешник»
Путин заявил, что «Орешник» создан на базе новейших разработок
Путин пообещал наградить создателей системы «Орешник»
Россия может нарастить производство подобных «Орешнику» ракет
Путин заявил, что «Орешник» будет поставлен в войска
Жители Тюмени сравнили форму нового катка с половым органом
Путин заявил о «колоссальной базе» для защиты безопасности РФ
Зеленский раскритиковал Раду за отказ работать под угрозой обстрела «Орешником»
В Госдуме призвали запретить театрам самим устанавливать цены на билеты
Путин раскрыл, что РФ начала испытания подобных «Орешнику» систем
Путин пообещал, что все задачи СВО будут решены
Путин анонсировал серийное производство системы «Орешник»
Шесть туристов умерли от отравления алкоголем в Азии
Сотрудники Volkswagen в декабре начнут новые забастовки
Американка купила 18 лотерейных билетов и выиграла $180 тысяч
Путин восхитился скоростью разработки «Орешника»
Все новости