Чечня оправляется от землетрясения, произошедшего на Кавказе в субботу днем. Его эпицентр располагался в 40 км к востоку от Грозного, в горном Веденском районе, в 10 км под землей. По данным местного МЧС на утро понедельника, из-за сильных подземных толчков 13 человек погибли, среди них — три ребенка, младшему из которых недавно исполнился один год. Пострадали от стихии 117 человек, в том числе 14 детей. Частично разрушено 317 зданий — 305 домов, несколько нежилых помещений, 3 клиники (сильнее всего из них пострадала центральная районная больница города Шали), 2 школы, универмаг, булочная и один избирательный участок. Но завалов как таковых в республике нет, говорит начальник группы связей с общественностью МЧС Тимур Тайсумов. Его московские коллеги, прибывшие в Чечню накануне, откомандированы сюда для помощи в случае повторного землетрясения. Из-за угрозы нового бедствия в республике ввели режим чрезвычайной ситуации. C 13.06 субботы на территории Чечни сейсмологи зафиксировали 25 толчков: самый сильный из них, с эпицентром в горном районе под Гудермесом, составил 5,5 баллов по шкале Рихтера. Остальные были слабее и к полудню воскресенья ощущаться перестали.
Но в субботу днем самым популярным слухом в республике была новость о грядущем девятибалльном толчке.
До заката его не произошло, поэтому ночь на 12 октября прошла в Грозном и Гудермесе неспокойно: напуганные местные жители решили не ночевать в квартирах многоэтажек. До пяти утра в столице Чечни не замолкали протяжные сигналы автомобилей. На выездах из города образовались пробки — большинство чеченцев захотели переночевать в своих частных одноэтажных домах, где меньше вероятность погибнуть от обрушения несущих конструкций. Жители Гудермеса и вовсе ночевали на улице, забрав из квартир подушки и одеяла.
К рассвету жители республики были так измотаны, что под угрозой оказались назначенные на 12 число парламентские выборы.
Пенсионеры, которые остались в городе, но спать спокойно не могли, пришли на избирательные участки за полчаса до появления на них первых членов комиссий — в 6.30 утра. В основном это был электорат местного отделения коммунистической партии. А вот остальные чеченцы голосовать не торопились: «Из города уехало столько народа! Да и вообще горе у людей, нам даже неудобно как-то радоваться дню выборов», — сказала «Газете.Ru» председатель одного из УИКов в центре Грозного. Впрочем, чрезвычайная ситуация не помешала ЦИК Чечни в понедельник утром отрапортовать о 94% явке на выборы парламента.
Центр первого толчка, под данным местной администрации, находился в Шелковском районе Чечни на глубине в 15 км, в 4 км к северу от станицы Шелковская. Через 13 минут последовал второй толчок магнитудой в 5,2 балла, центр был уже в Гудермесском районе на глубине 15 км, в 8 км к северо-западу от селения Энгель-юрт. Третий толчок сейсмологи зафиксировали в 13.35 по местному времени в 50 км к северо-западу от Гудермеса.
Корреспондентов «Газеты.Ru» землетрясение застало в гудермесском кафе «Близняшки» неподалеку от парка аттракционов. Стены одноэтажного здания затряслись, пол начал уходить из-под ног, с витрин полетели стеклянные бутылки с лимонадом. Хозяева выбежали на улицу, схватив трех пивших чай школьниц. «Да мне бы и в голову не пришло, что это землетрясение. Сколько живу, не знал, что это», — сказал испуганный хозяин и начал звонить родственникам. Пустынные в выходной день улицы Гудермеса за считанные минуты наполнились людьми: из пятиэтажек выводили детей, продавцы выбегали на улицу, не запирая магазинов, таксисты бросили открытые машины. Взволнованные жители Гудермеса говорили, что таких сильных толчков в городе не было никогда. «Я сидел в машине и на первых толчках подумал, что кто-то хулиганит, качает ее сзади за бампер. Выскочил, чтобы посмотреть, кто такой умный — а кругом тоже все трясется», — рассказал таксист Магомед. «Я еле выбежала из больницы, все вещи оставила в кабинете. Все шкафы попадали, двери сломались, такой бедлам», — сказала врач местной клиники Зарина, живущая в Грозном. «Возвращаться не буду, поеду домой до понедельника. Хорошо еще, что никого не убило», — добавила она. «А я сидел в кузове грузовика. Еле держался, думал, что едем по глубоким выбоинам, пока шофер не остановился», — рассказал другой местный житель.
Из-за толчков оборвались провода на линии электропередач. В районе выключился свет, и пропала мобильная связь. По дороге в Грозный чеченцы смотрели в окна маршрутки и расстроенно качали головами: от многих недавно отремонтированных пятиэтажек отвалилось много штукатурки, некоторые пошли трещинами. Но существенных разрушений удалось избежать, не выстояли только шаткие деревянные дома в пригороде.
Уцелела и частная резиденция президента республики Ахмада Кадырова в долине на юго-западе Гудермеса.
С холмов было видно, что из закованного в мрамор большого озера вода не ушла, а на двух минаретах, как и час назад, блестели полумесяцы.
Сообщения о первых жертвах начали поступать приблизительно через час после дневных толчков. В Грозном погибла одна женщина: шла под кирпичной аркой, когда та обрушилась. Еще четверо скончались в Курчалойском районе. В самом Курчалое погиб военнослужащий-контрактник. Старший лейтенант Иван Ушаков дежурил на одном из объектов Минобороны, когда на него обрушилась стена. Под кирпичами собственного дома задохнулась женщина в селе Нижний Нойбер. Там же погиб 11-летний Мехди Солтамурадов. В этом же районе, в селе Ойсхар, на 53-летнюю Амину Алабаеву обрушился потолок булочной. Местные жители говорят еще о трех погибших в Гудермеском районе, имена которых пока не попали в списки МЧС.
В воскресенье врачи оставили в больницах 27 человек из более чем ста пострадавших. Двенадцать из них находятся в тяжелом состоянии. Среди них — восьмилетняя Заира Юсупхаджиева и девятилетний Асхаб Юсупхаджиев из села Автуры Шалинского района. Из-под обвалившейся стены дома их доставили в грозненскую клиническую больницу №9.
Землетрясение в воскресенье также зафиксировали на территории Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ставрополья и Северной Осетии. Но ощутимый ущерб стихия нанесла только Чеченской республике.