В понедельник в Лондоне начался суд по делу об убийстве бразильского электрика Жана-Шарля де Менезеса. Он был застрелен полицией в лондонском метро 22 июля 2005 года, на следующий день после серии терактов в общественном транспорте британской столицы. Сотрудники Скотленд-Ярда перепутали 27-летнего Менезеса с главным подозреваемым Хуссейном Османом и открыли огонь на поражение. В 2007 году суд признал лондонскую полицию виновной в нарушении правил охраны здоровья и безопасности, а также создании угрозы здоровью людей и оштрафовал ее на 175 тыс. фунтов стерлингов. Однако персональную ответственность не понес никто из одиннадцати полицейских, участвовавших в операции. Степень виновности полицейских и их руководства, отдававшего приказы стрелять, будет установлена судебным следователем Майклом Райтом при участии суда присяжных. В понедельник представители Скотленд-Ярда начали давать показания, сообщает «Би-би-си».
На суде они заявили, что полиция действовала в рамках закона и никто ни в чем не виноват.
Главный следователь по делу о террактах 2005 года в Лондоне Крессида Дик в ответ на вопрос судьи, почему электрик был застрелен, ответила: «Я думаю, господин Менезес стал жертвой чрезвычайных трагических обстоятельств. К сожалению, он был слишком похож на Османа и жил с ним в одном квартале». Кроме того, по ее словам, ни один из полицейских, следивших за бразильцем, не смог как следует его разглядеть, хотя за подозреваемым наблюдали, когда он вышел из дома, стоял на автобусной остановке, входил в автобус и выходил из него. «То, как вел себя Менезес, не подозревая, что за ним наблюдают, то, как он входил и выходил из автобуса, соответствовало нашим представлениям о том, как должен вести себя террорист, который накануне пытался совершить теракт и который мог бы повторить его еще раз, — сказала Дик. — К тому же он вошел в метро на той же самой станции, что и террористы накануне».
В итоге помощник комиссара отказалась признать за своими подчиненными хотя бы малую степень вины. «Я не думаю, что кто-то из полицейских совершил ошибку. Это просто трагическая случайность, ужасная трагическая случайность», — сказала Дик. При этом следствие объявило, что именно она принимала основные решения, когда разворачивалась эта стремительная операция по ликвидации «террориста».
22 июля 2005 года Менезес, проживавший в лондонском районе Брикстон, ехал на работу. Подозреваемый вышел из дома, доехал на автобусе до станции метро Stockwell и вошел внутрь. Все это время за Менезесом следили десять сотрудников Скотленд-Ярда: электрика в тот момент подозревали в причастности к взрыву в поезде на станции метро Oval. Поведение и одежда Менезеса усилили подозрения полицейских: на нем было длинное пальто, под которым он мог скрывать пояс шахида.
Как рассказали позже в Скотленд-Ярде, полицейские, одетые в штатское, потребовали от подозреваемого остановиться. Но Менезес перепрыгнул через турникеты, побежал по станции и бросился в вагон поезда. Однако там он споткнулся и упал.
Полицейские догнали его, и не дав ему подняться, пять раз выстрелили в упор.
Вскоре после убийства выяснилось, что Менезес не имел абсолютно никакого отношения к терактам. Скотленд-Ярд официально признал, что полицейские просто ошиблись и убили невинного гражданина. «Полиция Лондона полностью взяла на себя ответственность за эту трагедию. Семье этого человека я приношу самые глубокие соболезнования», — заявил спустя трое суток после гибели Менезеса шеф Скотленд-Ярда Иэн Блэр. Правда, отметил он, винить полицейских в смерти электрика нельзя: они действовали согласно инструкции, в которой четко указано, что по предполагаемым террористам следует открывать огонь на поражение. Причем стрелять нужно в голову.
Действия полицейских тогда поддержали и власти. Тогдашний премьер-министр Тони Блэр заявил, что не исключает новых ошибок в работе британской полиции, однако, по его словам, понимает, что эти случаи вполне оправданы ситуацией в столице Великобритании.
Впрочем, родственников Менезеса и власти Бразилии все это не устроило. Бразилия официально потребовала объяснений. Семья убитого электрика, в свою очередь, заявила, что будет добиваться от британской стороны более внятных извинений. «Я полагаю, что смерть моего кузена была следствием некомпетентности полиции и он стал жертвой ошибок правительства», — заявил живущий в Лондоне кузен Менезеса Алекс Альвес Перейра. По его словам, Менезес никогда не вступал в столкновения с полицией, он приехал в Лондон в 2002 году и устроился на работу электриком. «Полицейским необходимо было показать активную работу сразу после второй атаки на Лондон 21 июля, именно поэтому они и выстрелили», — считает Перейра.
Мать застреленного полицейскими электрика, Мария Отон де Менезес, прилетела в понедельник из Бразилии в Лондон на судебное заседание вместе со своим старшим сыном, 36-летним Джованни Менезесом. Однако послушать показания следователя Дик она не смогла — женщине стало плохо, и ее вывели из зала.
В ближайшие дни участники процесса планируют допросить двоих непосредственных участников событий в лондонской подземке — сотрудников полиции, открывших огонь по бразильцу. Их вызовут на открытое заседание, однако выступят они не под своими именами, а как офицер С1 и офицер С2. Всего суд планирует допросить более 65 свидетелей: полицейских, родственников и друзей убитого, пассажиров и работников метрополитена. Ожидается, что слушания продлятся около 12 недель.