В понедельник в Москве, в Свято-Даниловом монастыре, решилась участь епископа Чукотского и Анадырского Диомида. Очередное заседание Священного синода открылось под председательством главы Русской православной церкви (РПЦ) Алексия II. Ранее говорилось, что если Диомид откажется принести покаяние перед участниками собрания, то он будет отлучен от церкви. Бунтарь не появился.
«Епископа Чукотского Диомида извергнули из сана, — сообщил «Газете.Ru» глава пресс-службы Московской патриархии отец Владимир Вигилянский. — Сейчас Диомид — простой монах. Его епархия осталась под временным управлением архиепископа Хабаровского Марка».
Одновременно Синод принял решение об извержении из сана нескольких клириков Чукотской епархии, поддерживавших Диомида.
Сторонники опального епископа Синоду не мешали: они провели пикет не в том месте — ранее сообщалось, что заседание пройдет в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке. Туда на митинг и пришли 16 человек.
Эксперты говорят, что теперь у экс-епископа не так много вариантов действий.
«Сейчас Диомид — простой монах, он может, конечно, покаяться, но, учитывая его характер, это маловероятно, — пояснил «Газете.Ru» доцент центра изучения религии РГГУ Борис Фаликов. — На Чукотке ему делать нечего — там уже архиепископ Марк. Диомид может уйти в монастырь и нести там свой крест, но и это вряд ли случится. Учитывая его антизападнические настроения, он не будет искать прибежища у других православных церквей, например, в Константинопольском патриархате».
«Скорее всего, он продолжит бунтовать. Вокруг него сплотятся немногочисленные сторонники, и Диомид станет главой православной секты — этакий современный раскольник. Будет писать обращения, в которых продолжит обличать современную церковь», — считает эксперт.
Впрочем, у Русской православной церкви еще остались рычаги давления. «Следующей мерой наказания станет анафема — отлучение от церкви, — пояснил Борис Фаликов. — Но это крайняя мера, к ней в последнее время практически не прибегают. Это будет скандал».
Напомним, что началось все с критических писем Диомида (в миру Сергея Дзюбана), которыми он в течение последних полутора лет забрасывал Московскую патриархию. В 2007 году епископ опубликовал «Обращение ко всем верным чадам Святой Православной Церкви», в котором подверг резкой критике РПЦ и призвал покаяться в действиях церкви всех архипастырей, пастырей и монахов. В своем письме епископ уличил церковнослужителей в совместных молитвах с «еретиками и последователями экуменизма» (движения за объединение христианских конфессий — «Газета.Ru»), «согласии с антинародной политикой существующей власти» и подчинении ей «в ущерб благодарованной свободе». Также Диомид неоднократно уличал митрополитов в ведении собственного бизнеса.
Помимо всего прочего Диомид выступал и против «большой восьмерки», называя ее «органом мирового масонского правительства, который готовит приход единого мирового лидера, т. е. антихриста», а также призывал всех православных отказаться от использования мобильных телефонов и паспортов нового образца, поскольку, по его мнению, в них зашифровано «число зверя».
Синодальная богословская комиссия пришла к выводу, что письма Диомида «порочат авторитет Русской православной церкви, фактически провоцируют раскол, наполнены духом изоляционизма и экстремизма, толкают церковь на конфликт с государственной властью и с представителями других конфессий, а также являются соблазном для людей, стоящих «на пороге» православной церкви».
В конце июня епископ был извержен из сана решением Архиерейского собора за «возбуждение раскольнических настроений, клевету и ложь». Если бы Диомид покаялся, то решение собора было бы отменено.
Тем временем запрещенный в служении епископ, не дожидаясь собственного отлучения от церкви, предал анафеме Алексия II, а заодно с ним главу отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, его предшественника на посту председателя ОЦВС, ныне митрополита Минского и Слуцкого Филарета, «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года, и всех, вместе с ними помышляющих».
Свою позицию Диомид изложил в пространном письме, где вновь вернулся к тем пунктам, по которым у него с Московским патриархатом наибольшие разногласия. В РПЦ не скрывали своего недоумения по поводу происходящего, считая это недоразумением. Впрочем, вслед за этим в СМИ стали просачиваться нелицеприятные подробности из жизни скандального епископа. Вдобавок ко всему его обвинили в растрате средств епархии.
Кстати, хотя практически все высказывания Диомида достаточно мракобесные, говорит Борис Фаликов, в низах православия к бунтарю есть сочувствие.
«Это может говорить о том, что у нас сочувствуют человеку, который попытался бороться с институтом, а может и о том, что некоторые идеи — например, шестерки в паспортах или мобильные телефоны как зло — находят поддержку среди мирян, — говорит Борис Фаликов. — Это все свидетельствует о том, что не все гладко в отношениях мирян и церкви. Кстати, среди предложений Диомида было и рациональное. Он предлагал собирать поместный синод, где бы священники вместе с мирянами обсуждали дела церкви. Сейчас же у нас власть церкви стала слишком вертикальной».