В понедельник стало известно, что глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Евгений Бачурин написал заявление об увольнении. Эту информацию подтвердил «Газете.Ru» представитель Министерства транспорта РФ. Бывшему директору в главном ведомстве предложили несколько вариантов трудоустройства, и Бачурин пока обдумывает их. Кто теперь займет пост главы Росавиации — остается неясным. В Минтрансе сказали, что никаких кандидатур они пока не предлагают. Но, по данным «Газеты.Ru», министерство серьезно рассматривает в качестве возможного преемника Бачурина главу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Геннадия Курзенкова.
Многие эксперты связывают отставку Евгения Бачурина со скандалом в авиационном альянсе AirUnion, оказавшемся на грани банкротства, из-за чего были сорваны и задержаны десятки рейсов.
Как ранее сообщала «Газета.Ru», Генпрокуратура 29 августа поставила перед Минтрансом вопрос о привлечении Бачурина к дисциплинарной ответственности «за ненадлежащее выполнение возложенных на него служебных обязанностей». То есть фактически возложила всю вину за кризис AirUnion на главу Росавиации. Стало ли это предложение прокуроров в итоге причиной увольнения главы Росавиации, в Генпрокуратуре не смогли ответить — там сообщили лишь, что в заявлении «речь шла только о дисциплинарных мерах наказания».
Сам Евгений Бачурин в середине сентября подал в Генпрокуратуру жалобу, в которой заявил, что чиновники из Минтранса требовали от него уволиться по собственному желанию.
Это, как было сказано в заявлении Бачурина, мешает «исполнению возложенных на меня обязанностей руководителя федерального органа исполнительной власти, отвечающего за управление гражданской авиацией». Жалоба на данный момент находится на рассмотрении в Генпрокуратуре. Но так как бывший глава Росавиации подавал ее как частное лицо, то никаких сведений о сроках рассмотрения и результате в прокуратуре сообщить не могут.
Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта заслуженный летчик СССР Олег Смирнов считает, что если Бачурин и виновен в скандале с AirUnion, то «из 100% всей вины его доля составляет 2%». Ситуацию с Бачуриным Смирнов назвал «желанием увести от истинных виновников». Во многом ответственными за авиационный кризис эксперт считает чиновников Минтранса, совмещающих работу в министерстве с постами председателей советов директоров двух входящих в состав AirUnion компаний. В KrasAir эту должность занимал замминистра транспорта РФ Александр Мишарин, а в «Домодедовских авиалиниях» — директор департамента имущественных отношений министерства Александр Тихонов. По словам Олега Смирнова, представители компаний должны были еще в прошлом году сообщить о проблемах — но они этого почему-то не сделали. Получить мнение чиновников на этот счет пока не удалось.
В Росавиации от каких-либо комментариев по поводу увольнения руководителя отказались, сказав, что по всем вопросам надо обращаться к «начальникам, то есть Минтрансу».
Не исключено, что Евгений Бачурин стал жертвой грядущих реформ в авиационном ведомстве.
Источник в авиационных кругах рассказал «Газете.Ru», что скоро может быть объявлено о создании единого авиационного органа.
«9 октября премьер-министр Владимир Путин будет говорить с депутатами Госдумы о состоянии авиации, и там пойдет речь и о создании единого авиационного комитета, — пояснил источник. — Это новое ведомство выйдет из-под управления Минтранса. О создании единого органа заговорили еще полгода назад. Чтобы сохранить над ним контроль, Игорь Левитин попытался назначить своих заместителей в Росавиации, что вызвало недовольство Евгения Бачурина». В итоге Бачурина было решено снять с должности. «На него абсолютно необоснованно повесили вину за развал AirUnion, — говорит источник. – И после давления Бачурин все-таки подписал заявление об увольнении».
Сейчас, по данным источника, на место нового главы Росавиации предлагается Геннадий Курзенков – руководитель Ространснадзора, который также считается человеком Левитина. «Все завязано на финансах, — уверяет источник. – Будут выделяться огромные суммы на строительство и реанимацию аэропортов».
Вполне вероятно, что вместе с единым авиационным органом будет создан Госавианадзор, который возьмет на себя сертификацию и расследование происшествий – то, чем сейчас занимается Межгосударственный авиационный комитет (МАК).
«Разумеется, МАКу, объединившему 12 государств – стран СНГ, терять Россию очень невыгодно, — говорит источник, — но ведь изначально МАК создавался всего лишь как канцелярия, которая фиксирует все документы, отчеты и правила».
Сейчас делами гражданской авиации заведуют пять ведомств: Росавиация, Ространснадзор, Минтранс, Росаэронавигация и МАК, и авиаэксперты уже не первый год добиваются создания единого органа. «При нынешней структуре на пост главы Росавиации не согласится ни один нормальный человек, — считает Олег Смирнов. — Руководителя ведомства стоит заменять тогда, когда будет один орган по контролю и развитию гражданской авиации». Между Росавиацией и президентом страны, по словам Бачурина, «сейчас существует прокладка в виде Минтранса, которая отфильтровывает нужную информацию». А у органа, регулирующего гражданскую авиацию и ответственного за безопасность пассажиров, «должны быть высокие полномочия и персональная ответственность».
«Решить проблему кризиса гражданской авиации увольнением одного человека просто невозможно, — заявил «Газете.Ru» советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Герасимов. — Кризис системный, значит, и решать его надо системно».
О необходимости создать единое авиационное ведомство, а также о том, что выдачей сертификатов и расследованием катастроф должно заниматься государство, России не раз заявляли и инспекторы Международной организации гражданской авиации (ICAO). «Не исключено, что если наша власть не прислушается к этим требованиям, то ICAO рекомендует другим государствам закрыть международные линии для российских авиакомпаний, — пояснил «Газете.Ru» заслуженный летчик России Александр Акименков. – А иностранные компании только этого и ждут, чтобы прочно поселиться на нашем рынке». Сейчас, кстати, завершилась очередная проверка ICAO, во время которой инспекторы изучали состояние авиационной безопасности в России.