В среду Мосгорсуд приступил к рассмотрению по существу дела лидеров банды скинхедов, обвиняемых в 20 убийствах и еще более чем в десяти нападениях. На скамье подсудимых девять человек: ученик Школы иконописи им. Киселева Артур Рыно, его приятель студент Российского госуниверситета физкультуры Павел Скачевский (по данным следствия, именно они возглавляли банду), Роман Кузин, Виталий Никитин и Иван Китайкин, Александр Аникин, Денис Лавриненков, Николай Дагаев, а также единственная девушка в этой группе – Светлана Авакумова. Последняя, как предполагает следствие, снимала преступления на видео.
Фигурантам дела вменяется ч. 2 ст. 105 УК РФ (умышленное убийство двух и более лиц), п. «а» ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушения на убийства), ст. 282 УК РФ (разжигание межнациональной вражды). По этим статьям юным скинхедам грозят серьезные сроки заключения, вплоть до пожизненных.
По данным прокуратуры, группировка совершала преступления в Москве в 2006–2007 годах. На тот момент почти вся «девятка» была несовершеннолетней: старше 18 лет была лишь Авакумова.
По рассказам выживших жертв Рыно и Скачевского, преступники нападали в ночное время, а если днем, то в безлюдном месте.
Преимущественно националисты настигали своих жертв возле подъездов домов и убивали ножами.
Рыно и Скачевский были задержаны 17 апреля 2007 года, сразу после нападения на гендиректора страховой компании «Гармед» Карена Абрамяна. Абрамян от ножевых ранений скончался в больнице. Очевидцы происшествия показали милиционерам, куда побежали скинхеды после нападения. Сотрудники милиции догнали и арестовали юношей. По данным московского уголовного розыска, в доме двух задержанных следователи нашли ножи и экстремистскую литературу.
Благодаря показаниям Рыно следователи вышли на остальных членов банды: первыми стали Никитин и Кузин, затем в деле появились остальные фигуранты.
Согласно информации, прошедшей в прессе, первое убийство Рыно совершил 21 августа 2006 года (в этот же день был совершен теракт на Черкизовском рынке) – вместе с друзьями они напали на таджиков и закололи их ножами. Потом Рыно познакомился на одном из футбольных матчей с Павлом Скачевским – и они стали вместе выезжать в разные районы города, выискивая одиноких мужчин «нерусской наружности» и нападая на них. Предполагаемые преступники действовали практически точно по так называемому «пособию по уличному террору», вывешенному весной прошлого года в рунете.
Процесс по требованию подсудимых проходит с участием присяжных заседателей. 12 основных и 8 запасных членов жюри были отобраны накануне. На первом заседании прокурор Мария Семененко зачитала обвинительное заключение следствия.
После этого предполагаемые лидеры группировки заявили, что полностью признают свою вину.
Впрочем, Рыно еще в ходе следствия признавался в 37 нападениях, хотя следователи в итоге установили его участие в 20 эпизодах. Газеты приводили и слова юного иконописца, пояснявшего, что он стал серийным убийцей «из-за ненависти к кавказцам, заполонившим Москву». Но после признания он вдруг заявил, что отказывается от показаний. Однако следствие все-таки запротоколировало два десятка рассказов Рыно – именно по ним и были в итоге возбуждены уголовные дела в рамках одного производства. Павел Скачевский же ранее сотрудничать со следствием отказывался и своей вины до сих пор не признавал. Тем не менее к началу процесса его позиция изменилась.
Подельники Рыно и Скачевского на суде оказались менее сговорчивыми: некоторые из них признали себя виновными лишь частично, другие сообщили, что не совершали никаких преступлений вообще.
После этого суд начал опрос потерпевших и свидетелей по делу.
«Газета.Ru» будет следить за ходом процесса.