В воскресенье на захваченном в Аденском проливе пиратами украинском судне «Фаина» скончался капитан. Об этом кенийским властям сообщил старший помощник Виктор Никольский, который позвонил кенийским спасателям со спутникового телефона, предоставленного захватчиками. Скончавшийся капитан Виктор Колобков был гражданином России, уточнил Никольский. Пираты к его смерти прямого отношения не имеют: у россиянина на борту случился гипертонический криз. Сначала российские и зарубежные СМИ сообщали, что погибший был матросом. Путаница произошла из-за того, что Никольский представился по телефону капитаном «Фаины» — видимо, после смерти Колобкова он взял на себя командование захваченным кораблем. Контролирующие судно преступники насилия к экипажу не применяют, уточнил старпом. Заканчивая сеанс связи с материком, он сказал, что остальные члены команды — 17 граждан Украины, двое россиян и один уроженец Латвии — чувствуют себя нормально и их жизням ничего не угрожает.
Судно «Фаина» водоизмещением 13650 тонн относится к типу «Ро-Ро» (roll on — roll off), то есть предназначено для транспортировки колесной техники — легковых и грузовых автомобилей, танков, бронемашин. На этот раз на нем перевозили 33 танка Т-72 и другое вооружение. О нападении на «Фаину» стало известно в четверг вечером, когда капитан Колобков нажал «тревожную кнопку» и связался с украинской компанией — менеджером корабля Tomax Team Inc. Он только успел сказать, что к судну пришвартовались два катера с вооруженными людьми, после чего связь оборвалась. Как сообщало тогда специализированное издание «Морской бюллетень», за освобождение матросов пираты потребовали $35 млн.
Правда, в воскресенье у экипажа «Фаины» появилась надежда на спасение. Как передает CNN, пираты неожиданно решили снизить сумму выкупа до $5 млн.
Об этом они сообщили представителям правительства Кении, с которыми вели переговоры. Среди причин снижения суммы выкупа пираты указали, что экипаж судна имеет восточноевропейское, а не американское происхождение, что, по их мнению, существенно снижает ценность матросов. Также они посетовали на то, что оружие на борту сильно устарело и уже состояло на вооружении другой армии, что для них, «конечно, неприемлемо». Правда, по данным The Times, пираты решили, что реактивные гранаты и зенитные орудия им все же пригодятся, и уже готовят их к выгрузке. Несмотря на то, что судно находится под патрулированием иностранных военных кораблей, они намерены перевезти вооружение на берег с помощью катеров, чтобы передать его сомалийским повстанцам. С 33 российскими танками, которые также находятся на борту «Фаины», им не представляется возможным что-либо сделать. В правительстве Кении корреспонденту CNN объяснили, что, по всей видимости, из-за отсутствия возможности самостоятельно разгрузить судно пираты и уменьшили сумму выкупа.
Пока власти Кении ведут переговоры с пиратами, европейские спасатели ищут экипаж затонувшего в районе Черноморского побережья Болгарии грузового корабля «Толстой». Судно перевозило металлолом.
В понедельник бельгийская яхта «Мираж» подобрала на борт двух украинцев, дрейфовавших в море на спасательном плоту с прошлой субботы.
О состоянии их здоровья пока ничего не известно. О своем местонахождении один из моряков, Андрей Криженовский, сообщил, отправив СМС на экстренный номер 112. В сообщении он написал, что находится на импровизированном плоту. «Видим берег, но доплыть без посторонней помощи не можем. Один из нас в тяжелом состоянии. Он неадекватен, и у него высокая температура», — цитирует СМС болгарское информагентство «Фокус».
Днем раньше еще двум матросам с «Толстого» удалось самостоятельно выбраться на болгарский берег: их спасательный плот выбросило на берег волнами. Сейчас они находятся в больнице.
Сейчас все силы болгарских спасателей брошены на поиски остальных членов экипажа «Толстого». Всего на борту судна находились10 человек: капитан — россиянин Андрей Кулик и 9 матросов — граждан Украины. Спасательная операция в акватории возобновилась с рассветом. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на Морской спасательно-координационный центр минтранссвязи Украины, шестерых моряков с «Толстого» ищут корабли болгарских ВВС, пограничники, спасатели и гражданские суда. К поискам подключены несколько военных вертолетов. Теоретические шансы на спасение у матросов есть: температура воды в Черном море не опускается ниже +20° С, что, как говорят болгарские спасатели, «способствует выживанию, если моряки были одеты в термокостюмы».
Сухогруз, принадлежащий компании Picasso Shipping, следовал из порта Ростова-на-Дону в Турцию под флагом Украины. Он пропал с морских радаров в районе мыса Эммине на Черномоском побережье Болгарии в субботу, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на администрацию Болгарии.
Корабль попал в шторм, разломился на две части и пошел ко дну.
27 сентября скорость ветра в районе мыса достигала 25 м/с, а высота волн — 6–9 метров. Движение волн, как отмечают спасатели, «было хаотичным», что, по-видимому, и стало причиной кораблекрушения.
Когда береговые службы получили сигнал аварийного буя «Толстого», в район происшествия сразу были направлены гражданские суда и военные корабли. В первые часы территорию прочесывали три вертолета. Но на месте затонувшего «Толстого» спасатели нашли только развалившийся спасательный плот, пустой термокостюм и обломки весел.