Во вторник Тверской суд Москвы санкционировал арест владельца обувной компании «Терволина» Вадима Степанова. Его подозревают в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Степанов был задержан в Москве и помещен в СИЗО 19 сентября сотрудниками Следственного комитета (СК) при МВД, и уже на следующий день следователи подали ходатайство о его аресте. О том, где и при каких обстоятельствах удалось задержать Степанова, в СК при МВД сообщать отказались, объяснив, что рассказывать такие подробности у них полномочий нет.
Заседание суда началось в 11 часов утра. Оглашая свою позицию, следователь рассказал, что у Степанова были изъяты материалы, в которых содержался план по развалу уголовного дела. Кроме того, по данным следствия, подозреваемый оказывал воздействие на свидетелей, которые дали показания по делу, путем угроз.
Закончилось слушание около 19.30 вечера — судья принимала решение об аресте бизнесмена в течение четырех часов. По постановлению Тверского суда на Степанова пока наложен арест сроком на два месяца, в дальнейшем он может быть продлен по ходатайству следователей.
Сам Степанов все обвинения, выдвинутые в его адрес, отвергает. Настаивая на своей невиновности, он заявил, что при обысках из его офиса было вывезено четыре «Газели» с документами, что, по его мнению, указывает на его открытость для следствия.
Как рассказала «Газете.Ru» начальник пресс-службы СК при МВД Ирина Дудукина, в ходе расследования, проведенного в отношении Степанова, выяснилось, что в 2003 году бизнесмен «совместно с неустановленными лицами, имея умысел на хищение земельного участка, принадлежащего Государственному лесному фонду, площадью более 26 га, ввел в заблуждение руководителей дачно-строительного кооператива (ДСК) «РАНИС» о вхождении указанной земли в границы кооператива». После этого Степанов заключил договор об оказании услуг членам кооператива по приватизации земель, располагающихся неподалеку от подмосковного поселка Николина гора Звенигородского района. Согласно данному договору ДСК обязан был передать компании Степанова земельные участки, не включенные в перечень общественных земель, подготовленных для приватизации кооперативом.
«Таким образом, он получил неограниченный доступ к картографической документации земель кооператива», — объяснила Дудукина. Следующим этапом, согласно данным следствия, было внесение незаконных изменений в эти документы: в границы ДСК Степанов включил госземли.
Позднее, используя подложные документы, он получил разрешение администрации Одинцовского района на передачу незаконно захваченной земли в собственность граждан. «Причем эта земля уже была поделена на 153 удела», — отметила собеседница «Газеты.Ru». В результате участки разделили между собой родственники, друзья и сотрудники подозреваемого, а также 40 военнослужащих. Последние получили землю с использованием льгот, предусмотренных федеральными законами, «регламентирующими бесплатное выделение земельных участков военным пенсионерам». Как отметила Дудукина, военные продали свои участки в тот же день по их номинальной стоимости сотрудникам компании Степанова. За это они получили премию в размере $400. Вскоре на этих землях вырос коттеджный поселок.
«По предварительным данным, рыночная стоимость похищенных у государства земель составляет более 3 млрд рублей», — резюмировала Дудукина.
История с незаконно приобретенными землями вскрылась в 2005 году в ходе проверки Росприроднадзора, в которой участвовал ныне уволенный из ведомства Олег Митволь. Митволю в земельном комитете Одинцовского района сказали, что все необходимые документы утеряны. То же самое ему сообщили в Звенигородском лесхозе. Тем не менее, сотрудникам ведомства удалось найти интересующие их бумаги в госархиве.
В 2005 году Митволь передал материалы проверки в прокуратуру. Ждать, пока представители правоохранительных органов отреагируют, ему пришлось два года. За это время он несколько раз инициировал возбуждение уголовного дела, но безуспешно.
В итоге в 2007 году Степанову были предъявлены обвинения в мошенничестве, но бизнесмена тогда отпустили под подписку о невыезде. Как выяснилось, сделали это сотрудники СК при МВД зря – владелец «Терволины» незамедлительно скрылся, и искать его пришлось целый год. Ближе ко второму задержанию выяснилось, что проблемы у Степанова возникнут не только из-за его исчезновения. Как отметила Дудукина, следователи выяснили, что «подозреваемый оказывал сильнейшее давление на свидетелей, запугивая их, и организовывал уничтожение документов, важных для расследования».
Между тем, несмотря на арест владельца «Терволины», в самой компании работа продолжается в прежнем режиме. Как сообщили «Газете.Ru» в главном офисе обувного холдинга, задержание Степанова никак не повлияло «ни на своевременную выплату зарплат, ни на сам режим работы». «Мы как работали, так и работаем. Думаю, что и дальше так же будем», — сообщили представители «Терволины».