В понедельник судебный процесс по делу орехово-медведсковской банды фактически закончился. В самом начале заседания прокурор Мария Семененко продемонстрировала суду еще одну (видимо, потерявшуюся по дороге на предыдущее заседание) сумку с оружием банды, а адвокат одного из обвиняемых — Алексея Шерстобитова — бегло допросил своего подопечного о том, как и почему тот вышел из преступной группы. Профессиональный киллер Леша Солдат рассказал, что сначала отказался взорвать 30 человек из измайловской группировки, которые пришли на кладбище почтить память своего усопшего подельника, а потом сделал вид, что не может организовать покушение, и спас таким образом жизнь предпринимательнице Гульназ Сотниковой. К тому времени банда начала распадаться, многие ее участники были задержаны и заказов Солдату больше не поступало. «Выйдя из группировки и до того момента, когда я был задержан в 2006 году, я занимался отделкой домов», — поведал о закате своей карьеры Шерстобитов.
«Закончено судебное следствие. Переходим к прениям», — заявил председательствующий Петр Штундер, и участники заседания кратко представили свою позицию присяжным. Представитель гособвинения Мария Семененко еще раз напомнила, что подсудимые — Олег Пылев, Алексей Шерстобитов, Павел Макаров и Сергей Елизаров — обвиняются в 12 убийствах и покушениях, в том числе в убийстве 5 апреля 1994 года бизнесмена и спортсмена Отари Квантришвили, в убийстве 19 января 1997 года предпринимателя Иосифа Глоцера, в покушении 22 июня 1999 года на главу группы компаний «Русское золото» Александра Таранцева. Прокурор также разъяснила для тех, кто не понял за полтора месяца судебных слушаний, структуру преступной группировки. Орехово-медведковская ОПГ окончательно сформировалась в середине 1990-х годов. В нее вошли участники медведковской банды под руководством Григоря Гусятинского и братьев Пылевых и ореховской банды во главе с Сергеем Тимофеевым (Сильвестром) и Сергеем Буториным (Осей). Также орехово-медведковские руководили действиями лианозовской и климовской группировок. «На счету этой ОПГ 57 убийств, 15 покушений, бесчисленные эпизоды вымогательства, бандитизм, — перечисляла Семененко. — Мосгорсудом уже осуждены более 30 человек, входивших в преступное сообщество».
«Как следует из показаний многочисленных задержанных и свидетелей, финансирование группировки осуществляла фирма «Русское золото» во главе с Александром Таранцевым», — заявила прокурор.
Как в перерыве рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» представители одного из потерпевших Юрия Глоцера (брата убитого предпринимателя), о связи Таранцева с ОПГ в конце прошлой недели напомнил и Олег Пылев. Давая показания со скамьи подсудимых, Генерал сказал, что бизнесмен «с самого начала был связан с Сильвестром, Гусятинским и Ананьевским». «Таранцеву было поручено развитие экономики, а прибыль делили «фифти-фифти»: 50% «Русскому золоту», 50% группировке», — рассказал Пылев. Говоря о расправе над Иосифом Глоцером, подсудимый обратил внимание присяжных: «Заказчиком был не я».
«Саша Слюнявый (так, по словам Пылева, в ОПГ называли Таранцева. – «Газета.Ru») очень эмоционально настаивал, что Глоцера надо убить быстро. Я сказал, что это будет дорого стоить. И он тут же достал из сейфа $50 тыс.», — сообщил присяжным в минувший четверг Пылев.
Представители потерпевшего Глоцера тоже считают, что заказчиком убийства был Александр Таранцев. «Я благодарен следователям, и как потерпевший полностью удовлетворен ходом процесса. Есть еще один убийца Иосифа Глоцера, это заказчик, и он на свободе», — заявил в понедельник брат убитого. «Так, давайте только без имен, не нужно перегружать присяжных лишней информацией», — перебил потерпевшего судья Штундер. «Связь «Русского золота» и ее руководителя с орехово-медведковской ОПГ в ходе процесса доказана, и я прошу представителей следствия присвоить ему статус подозреваемого», — все-таки донес свою мысль до присяжных Глоцер.
Подсудимых Пылева и Шерстобитова потерпевший сдержанно поблагодарил за сотрудничество со следствием и попросил присяжных посчитать их заслуживающими снисхождения.
Того же просили адвокаты Шерстобитова, Елизарова, Пылева. Их подзащитные признали свою вину, раскаялись и давали признательные показания. Исключение составил Макаров — он и его адвокат Александр Афанасьев потребовали от присяжных оправдательного вердикта. «Никогда не думал, что придется оправдываться за то, чего не совершал. Опровергать этих свидетелей, которые давали против меня показания, — все равно что доказывать, что ты не верблюд. Я не признаю вины, и для меня потребуют наказания по полной. За что, я не понимаю, за что», — заявил Макаров, которого обвиняют в участии в банде и причастности к трем убийствам. «Из моего подзащитного сделали этакого мачо — стрелок, киллер… Да у этого киллера зрение 0,7, он не пригоден для стрельбы. Обвинение строится на слухах и домыслах. Убийца есть, а трупов нет», — рассуждал адвокат Афанасьев. «Я невиновен во всех этих убийствах, на мне нет никакой крови. Прошу вас меня оправдать», — закончил свою короткую речь Макаров и вернулся на скамью подсудимых.
Остальные обвиняемые еще раз подтвердили, что вину признают и раскаиваются. «Я свою вину признал давно и раскаялся тоже давно. Я сижу уже седьмой год. (За часть преступлений Пылев уже осужден к пожизненному заключению. — «Газета.Ru»). Говорить здесь очень тяжело, особенно когда родственники убитых в зале. Одно могу сказать, что я признался во всем, что сделал, и ни одного слова не соврал», — коротко выступил Пылев, руководивший орехово-медведковскими с 1995 года.
«Я буду вам благодарен, если вы сочтете, что я заслуживаю снисхождения. Это будет означать, что я, если доживу, снова смогу увидеть тех, кого я люблю и кто любит меня.
Но я буду благодарен, и если вы меня признаете не заслуживающим снисхождения. Это будет справедливо», — сказал, глядя из-за пуленепробиваемого стекла на присяжных, Леша Солдат и сел на скамью подсудимых.
Во вторник участники процесса обсудят опросный лист для присяжных, после чего заседатели удалятся в совещательную комнату. Жюри предстоит ответить на несколько десятков вопросов и решить, совершались ли описанные в ходе судебного следствия преступления, кто их совершил, виновны ли подсудимые и заслуживают ли они снисхождения.