В ночь на четверг руководство метрополитена и участники проекта реконструкции станции «Маяковская» провели пресс-конференцию прямо на реставрируемой платформе. После того как подземка закрылась, журналистам продемонстрировали те зоны станции, где в настоящее время ведутся реставрационные работы. Как сообщил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, завершить восстановление планируется в 2010 году, при этом станция будет воссоздана такой, какой была в 1938-м. На финансирование реставрационных работ не скупятся: в этом году на них отпущено 100 млн рублей, в будущем году в связи «с возникшими дополнительными затратами» эту сумму увеличат втрое — до 300 млн рублей.
Хотя формально пресс-конференция была посвящена 70-летию второй очереди Московского метрополитена, ее участники занимались тем, что убеждали журналистов: разговоры о плачевном состоянии станции и опасности ее дальнейшей эксплуатации «беспочвенны».
«Легенды о том, что станция может обрушиться и ее надо закрывать, не имеют под собой никакой почвы, — заявил Дмитрий Гаев. — В последнее время в СМИ некоторыми специалистами, я думаю, исключительно из лучших побуждений была поднята тема реконструкции, реставрации памятника (станции «Маяковская»). Но они решили, что десятки специалистов «Метрогипротранса», специалистов Метрополитена, науки стоят в стороне от этого. Это совершенно не так». Затем последовали технические подробности.
Специалисты, проводящие реставрационные работы, заверили, что, несмотря на коррозию отдельных металлических частей и возникшие в платформенной зоне протечки, несущей конструкции ничто не угрожает. Появление повреждений журналистам объяснили тем, что расположенная на уровне 27,5 м под землей станция сооружалась в очень сложных гидрогеологических условиях. Но постепенно все протечки ликвидируются. Кроме того, будет восстановлена дренажная система, а металлоконструкции покроют антикоррозийными составами. Еще одна новация в лечении станции — «инъекции специальных растворов»: все места течей покроют специальными проникающими в бетон составами, чтобы на сводах не появлялось желтых пятен.
Между тем экспертов, много лет бьющих тревогу по поводу плачевного состояния «Маяковской», эти аргументы не убедили. По мнению специалистов, никакое «местное» лечение «Маяковской» уже не поможет. «Я совершенно согласен с мнением профессора МАРХИ (и, кстати, внучки спроектировавшего когда-то «Маяковскую» Алексея Душкина) Натальи Душкиной, а также знаменитого гидрогеолога профессора Геологоразведочного университета Евгения Пашкина о том, что реставрацию нельзя было начинать, не осушив станцию, заявил «Газете.Ru» член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко.
По мнению ученого, сложно согласиться с оптимистичными заявлениями руководства метрополитена, когда своими глазами видишь, как в уже «отреставрированной» части станции под концертным залом Чайковского гниет и покрывается грибком мрамор, а со стороны нового выхода течет по стенам, и повсюду на полу лежат тряпки, чтобы собирать воду.
«Когда проектировалась «Маяковская», был заморожен находившийся здесь плывун (насыщенный водой грунт, способный растекаться и оплывать. — «Газета.Ru»), — рассказал Клименко. – Но в то время составы состояли из 4 вагонов, и совсем иной была интенсивность движения. И инженерные расчеты учитывали именно эти динамические напряжения (при торможении и начале движения поездов). Но с ростом этих напряжений станция оказалась «раскаченной», и плывун прорвало».
«Станция постоянно находится в пузыре с водой, — объяснил он. — Из-за сотрясения вода проникает на колонны. Нержавеющий авиационный титан, из которого они сделаны, это еще выдерживает, ну а мрамор гниет».
По словам ученого, Пашкин и Душкина убедительно доказали, что «картина убийственная» и дальнейшее функционирование станции в любой момент может закончиться катастрофой.
«Ведущаяся на станции реставрация — туфта, пустая трата средств, — считает Клименко. – Здесь требуются капитальные гидрогеологические работы, а также система мер, направленных на то, чтобы «успокоить» сотрясающиеся конструкции станции. Надо создать комиссию из независимых ученых, а не заинтересованных лиц, закрыть станцию и начать ее всерьез лечить». Кстати, по мнению Клименко, следующая на очереди — станция метро «Александровский сад», которая пока держится только за счет заложенного при строительстве «тотального запаса прочности».
Еще более категорично высказался лидер «Диггер-спаса» Вадим Михайлов. По его словам, «Маяковскую» вообще надо закрыть и сделать в этом месте музей .«Тюбинги (элементы крепления подземных метротоннелей) простоят еще сто лет, — объяснил Михайлов «Газете.Ru». — Но какими бы крепкими не были тоннели, грунты вокруг них очень нестабильные. И окружающее пространство диктует свои условия».
По мнению Михайлова, состояние грунтов и подземная инфраструктура в этом месте «не готовы принять новое внедрение». «Это еще больше перегрузит геологию, дестабилизирует грунты и закончится провалом», — считает он. По оценке Михайлова, осушение заболоченной зоны в этом районе закончится тем, что «поедут» все коммуникации. «А метод осушения, когда в полости закачивается огромное количество бетона, приведет к образованию искусственных плотин, упираясь в которые грунтовые потоки разворачиваются в непредсказуемом направлении», — считает эксперт.