В России началась запланированная два года назад глобальная проверка безопасности полетов. По сведениям источников «Газеты.Ru», иностранные эксперты уже недовольны неисполнением положений Чикагской конвенции.
Во вторник в России приступили к работе инспекторы Международной организации гражданской авиации (ICAO). Комплексная проверка в России проходит в третий раз и кардинально отличается от предыдущих.
Она направлена на контроль в сфере обеспечения безопасности полетов, то есть будут проверяться аэронавигационная деятельность и работа аэропортов, пояснили в Росаэронавигации.
Очередная инспекция собиралась в страну еще два года назад, в сентябре 2006 года. Но Минтранс попросил ICAO перенести проверку на два года – как предполагали тогда независимые эксперты, из-за катастрофы аэробуса А310 в Иркутске. «Действительно, крушение аэробуса стало одной из причин переноса проверки – необходимо было детально изучить причины этого происшествия, но первопричиной стало реформирование структуры федеральных органов исполнительной власти», — объяснил помощник генерального директора Росаэронавигации по связям с общественностью Андрей Прянишников. В этом году, несмотря на крушение Boing-737 под Пермью, проверка все-таки состоится.
Специалисты ICAO будут работать в России 13 дней. «Первый этап проверки уже прошел, — сообщил Прянишников. — В конце 2007 года между ICAO и руководством РФ был подписан меморандум о взаимодействии. После этого инспекторам были переданы материалы, отражающие деятельность государства в области обеспечения безопасности полетов». Основу таких материалов составляют справочно-информационные документы о выполнении 18 положений Чикагской конвенции и требований стандартов ICAO.
После изучения материалов инспекторы составили список вопросов и теперь едут проверять соответствие бумаг практике.
С 16-го по 29 сентября в трех регионах России – Центральном, Северо-Западном федеральных округах, а также в республике Татарстан — начнут работать представители ICAO. Они намерены ознакомиться с деятельностью территориальных органов Росавиации и Росаэронавигации, а также международных аэропортов Пулково, Казань и Шереметьево, пассажирских и грузовых авиакомпаний, высших учебных заведений и учебных центров. Как объяснил «Газете.Ru» профессор кафедры международного права РУДН эксперт ICAO Виталий Бордунов, специалисты смогут посмотреть все, что захотят. «К примеру, могут проверить техническое состояние тех или иных лайнеров, квалификацию персонала, который допускает суда к полетам, требования к такому допуску и так далее», — объяснил он. В Пермь эксперты не полетят – это частный случай, в расследовании которого организация не участвует.
Впрочем, как стало известно «Газете.Ru», в ICAO уже недовольны невыполнением ряда пунктов Чикагской конвенции.
«Представители ICAO уже дважды предупреждали Россию о том, что мы нарушаем Чикагскую конвенцию, которую мы вместе с остальными государствами подписали еще в 1944 году, — рассказал «Газете.Ru» летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков. – Согласно этой конвенции выдавать сертификаты на авиационную технику должно государство, а у нас их выдает МАК — комитет, который представляет содружество двенадцати стран. А ведь это основа страховки. Если самолет упадет на город, то гражданские иски страховая компания не потянет. Такие выплаты может сделать только государство. Представители ICAO обеспокоены еще и потому, что наши самолеты летают и над Лондоном, и над другими городами Европы».
19 сентября инспекция закончится, и спустя три месяца ICAO представит открытый отчет о проделанной работе со своими рекомендациями. Результаты поверки (на английском языке) будут готовы к концу декабря 2008 года, уточнил Прянишников. Впрочем, если будут выявлены серьезные проблемы в области безопасности, требующие немедленных действий по их устранению, то ICAO уведомит российскую сторону до 14 октября. Окончательный же отчет по результатам проверки ICAO направит в Россию до 11 июня 2009 года.
Согласно уставу организации с полученными данными сможет ознакомиться любой желающий: ведь гражданская авиация – «очень чувствительная область экономики» и сфера, информация о которой не может и не должна быть закрытой для пассажиров, говорит Бордунов. Выводы ICAO по результатам проверки России опубликуют на ее официальном сайте.