В понедельник в Пермском крае объявлен траур по погибшим накануне в авиакатастрофе Boeing 737-500, на борту которого находились 88 человек. Отменены все развлекательные мероприятия, приспущены флаги государства, края и города. Пермяки идут к месту падения самолета, приносят цветы и оставляют их на перекрытой милицейскими кордонами дороге.
Родственники погибших, прилетевшие в Пермь в воскресенье вечером и в понедельник утром, готовятся сдать кровь для анализа ДНК и решают, где они хотели бы похоронить своих близких.
Позже они смогут побывать на месте трагедии, сообщил в воскресенье министр транспорта Игорь Левитин. Для оказания психологической помощи родственникам в здании ДК фабрики «Гознак» открыт центр, где работают около 40 пермских психологов и психиатров и их коллеги из центра экстренной психологической помощи, прилетевшие спецрейсом МЧС из Москвы. Как ожидается, психологи будут работать круглосуточно и жить в одной гостинице с родственниками погибших. Несколько человек уже пришлось госпитализировать из-за плохого самочувствия. «От переживаний у людей не выдерживало сердце, и пришлось обратиться за помощью к медикам», — уточнили в краевом МЧС.
По словам директора городского центра «Доверие» психолога Ольги Кочкаевой, эту авиакатастрофу очень сложно сравнить с каким-то подобным случаем из ее практики. «Мы потеряли очень молодых людей, которые должны были очень долго жить и сделать очень много пользы. Это утрата не только конкретной семьи, но и каждого из нас, — сказала она «Газете.Ru». — Это даже хуже, чем тогда, когда в Чечне погибли наши милиционеры, когда в город привозили по 18–20 гробов. Не в количественном, а в качественном масштабе: сегодня погибли дети, погиб грудной младенец… Очень тяжелое событие для города, и эта марка самолета — она впервые в России разбилась, и именно в нашем городе. Именно в городе, понимаете? Не где-то в лесу, а в городе!»
Катастрофа
Лайнер, эксплуатировавшийся компанией «Аэрофлот-Норд», упал 14 сентября в 5.10 утра по местному времени при заходе на посадку в аэропорт Перми.
По словам очевидцев, примерно в 5 часов утра они услышали громкий шум двигателей самолета, затем — сильный удар, сотрясший стены домов, и тут же увидели столб пламени высотой примерно с «десяти-пятнадцатиэтажный дом».
«Я на работу собирался. В 5.10 услышал гудение близкое, и сначала полыхнула одна оранжевая вспышка во всё небо, — рассказал «Газете.Ru» один из местных жителей. — Чуть притухла, и за ней сразу же вторая вспышка ещё ярче. Очень жутко, фантастически яркий свет, неземной. Ощущение было, что ядерный заряд рванул, ждал ударной волны — нету, только гул. От моего дома до места аварии — 300 метров. Вышел на улицу — небольшое зарево над железной дорогой, и со всех концов города сирены перемещаются к одной точке».
Самолет рухнул на железнодорожные пути на перегоне между станциями на 1440-м километре Транссибирской магистрали. С одной стороны, примерно в 500 метрах от места катастрофы, находится перекресток улиц Карпинского и Советской Армии с многоподъездными девятиэтажками. С другой стороны путей расположен еще один спальный район Перми — Крохалевка. По иронии судьбы ближайшая к месту катастрофы улица — Самолетная. Со вчерашнего дня ее название навсегда приобрело новый смысл. Жители окрестностей до сих пор вслух благодарят погибших пилотов «Боинга» за то, что те увели падающий самолет от зданий.
Почти все свидетели падения самолета отметили, что после первого взрыва была слышна серия более слабых хлопков, а на дома и гаражи повалились горящие куски самолета. Видевшие падающий самолет пермяки утверждают, что Boeing горел уже в воздухе и взорвался, не долетев до земли.
Действительно, на месте катастрофы удивительно мало разрушений: порвана контактная сеть, вырваны около 50 метров рельсов, но воронки от удара самолета о землю нет.
Последствия
Склон у железной дороги обгорел и засыпан обломками самолета. Многие его части разбросало по окрестностям, один из двигателей, входной люк, элементы обшивки и колесо шасси найдены в 200 метрах от этого места. Там же части тел погибших пассажиров. Из 82 пассажиров и 6 членов экипажа никто не уцелел, более того, из-за страшного удара о землю не сохранилось ни одного целого тела. Руководитель Главного управления МЧС России по Пермскому краю Олег Попов уже заявил, что останки пассажиров и экипажа практически не сохранились. «Все останки будут вывозиться для проведения экспертиз, но они таковы, что, видимо, опознать визуально никого не удастся. Опознание будет происходить на уровне экспертиз ДНК», — отметил он.
По его словам, фрагментарные останки настолько малы, что следователям нужно будет работать на месте как минимум двое суток.
Доступ к месту катастрофы перекрыли оперативно: пожарные и милиция появились там примерно через 20 минут после взрыва, сразу же установив оцепление. Следом за ними на месте падения самолета начали работу сотрудники следственного комитета, краевой и транспортной прокуратуры, ФСБ, подразделения Центра медицины катастроф и городской службы спасения. По официальным данным, на месте работали 1870 человек и 120 единиц техники, в том числе 150 следственных групп, сотрудники которых были собраны из Перми и районов Пермского края. К девяти часам утра оцепление вокруг места катастрофы поддерживали сотрудники близлежащих отделений милиции, в том числе участковые инспекторы. К этому же времени разрушенный участок железной дороги оцепили курсанты пермского военного училища МВД. Зевак начали оттеснять подальше от места катастрофы.
Журналистов к рухнувшему самолету тоже не пускали. Начальник Следственного комитета по Пермскому краю Марина Заббарова объяснила это интересами следствия, что, впрочем, не помешало губернатору Пермского края Олегу Чиркунову прилететь на место катастрофы со съемочной группой одной из местных телекомпаний. Жесткие ограничения на работу журналистов породили среди жителей города массу слухов и подозрений. К середине дня об упавшем самолете и без того говорил весь город, причем пермяки обсуждали трагедию везде: в транспорте, на улицах, в магазинах. Но молчание властей стало главным аргументом точки зрения «власти снова что-то скрывают», сразу ставшей очень популярной. Так, известие о гибели в катастрофе генерала Геннадия Трошева вызвало разговоры о том, что катастрофа не случайна и, возможно, имеет отношение к его «чеченскому» прошлому.
Позже стало известно, что вместе с Трошевым разбились известные российские самбисты — первый вице-президент федерации самбо России Владимир Погодин и президент федерации самбо Чувашии депутат госсовета Республики Чувашия Александр Трофимов.
В компании советника президента они летели на турнире по самбо памяти Василия Шваи. Помимо них в Пермь направлялись иностранцы – 9 человек из Азербайджана, 5 — из Украины, по одному из Франции, Швейцарии, Латвии, США, Германии, Турции, Италии. Среди погибших россиян — 25 москвичей.
Версии
Расследовать катастрофу самолета Boeing 737-500 в Перми будет Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России (ГСУ СКП), сообщил в понедельник официальный представитель СКП Владимир Маркин. Следствие рассматривает около десятка версий: среди них и человеческий фактор, и возможный теракт, и отказ техники. Сейчас вместе со следователями СКП РФ во главе с Александром Бастрыкиным на месте падения лайнера работают специалисты-взрывотехники и эксперты 13-го НИИ Минобороны, которое расследует катастрофы военных самолетов и вертолетов. Также для расследования причин катастрофы Boeing 737-500 создана комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Кроме того, американская национальная комиссия по безопасности на транспорте отправляет в Пермь группу следователей для изучения обстоятельств катастрофы.
Комиссия МАК займется расшифровкой «черных ящиков» упавшего самолета, их уже отправили из Перми в Москву. На расшифровку бортовых самописцев уйдет 3–4 недели. Известно, что они сильно деформированы, но не обгорели.
Уголовное дело по факту катастрофы заведено по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности полетов). «Судя по осмотру места происшествия, который оперативно провели сотрудники Следственного комитета при прокуратуре, падение самолета, по-видимому, было связано с техническими неисправностями и возгоранием правого двигателя. Многое на это указывает», — считает руководитель СКП Александр Бастрыкин. Версию теракта следователи почти полностью отмели уже к середине дня в воскресенье — взрыв произошел не в воздухе, а при столкновении лайнера с землей, передает РИА «Новости».
Руководство «Аэрофлота» заявляет, что при вылете из Шереметьево Boeing был исправен. «Самолет не имеет каких бы то ни было показателей, которые бы затрудняли выполнение рейса», — заявил в эфире телеканала «Вести-24» официальный представитель «Аэрофлота» Лев Кошляков. Он добавил, что полная проверка самолета проводилась в начале этого года. Нарушений не выявили.
Упавший Boeing 737-500 эксплуатировался дочерней компанией «Аэрофлота» «Аэрофлот-Норд» с 28 июля этого года, а до этого 15 лет летал в Китае.
Несмотря на то, что лайнер был неновым и один из двигателей действительно мог отказать в воздухе, эксперты сомневаются, что только это стало причиной аварии — Boeing можно посадить и на одном двигателе, считают эксперты. «На случай серьезной неисправности или возгорания авиадвигателя у экипажа есть четкие инструкции, согласно которым необходимо отключить неисправный двигатель. В то же время конструкция самолета Boeing 737 обеспечивает выполнение безопасного полета и при одном работающем двигателе. Таким образом, если версия о возгорании двигателя верна, то можно предположить, что пожар затронул не только двигатель, но и другие жизненно важные системы самолета», — заявил ИТАР-ТАСС авиаэксперт Олег Пантелеев.
Одна из версий, рассматриваемых следователями, — человеческий фактор. По некоторым данным, пилот перед посадкой вел себя «неадекватно».
Руководитель полетами пермского аэродрома Большое Савино Ирек Бикбов рассказал в эфире Первого канала, что пилот Boeing 737 выполнял инструкции диспетчера с точностью наоборот. Вместо того чтобы снизить высоту, самолет набирал ее, тогда диспетчер отправил самолет на второй заход перед посадкой. «Экипаж принял указание, а сам его не выполнял. И потом я дал ему курс на правый разворот, а он пошел влево. И сам спросил: «А нельзя нам зайти с этого захода?», как будто спешил почему-то. Я спросил его: «У вас в порядке?», он ответил утвердительно. Тогда я ответил ему: «Нет, выполняйте повторный заход», и «повел» его снова по схеме, как положено. По локатору было видно, что высота начала уменьшаться. Тогда я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет на следующем круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И где-то когда высота была 600, я услышал крик: «А-а-а, п…ц!» Я ответил ему: «Сохраняйте 600!» Высота по локатору была именно такой. Он на это не отвечал».
Однако коллеги погибшего 34-летнего командира экипажа Родиона Медведева сомневаются, что в аварии виноват пилот: он был опытным летчиком и только на Boeing налетал более 1200 часов. «Те, у кого больше 1600 часов, уже становятся инструкторами и учат других», — рассказал «Газете.Ru» один из бывших коллег Медведева по «Аэрофлот-Норду».
Не дождавшись официальных результатов расследования, «Аэрофлот» возложил всю ответственность за аварию на эксплуатанта самолета — «Аэрофлот-Норд» — и разорвал с ней все отношения.
«Принято решение о полном прекращении сотрудничества с нашей дочерней компанией «Аэрофлот-Норд». Все дальнейшие рейсы будут выполняться нашими авиакомпаниями раздельно. Несмотря на то, что рейс выполнял экипаж «Аэрофлот-Норд» и вся ответственность лежит на них, «Аэрофлот» оказывает всю необходимую помощь в расследовании данной авиакатастрофы», — заявил глава «Аэрофлота» Валерий Окулов на брифинге в аэропорту Шереметьево. Руководитель компании обязался выплатить семьям погибших компенсации до 2 млн рублей.