Во вторник около ста человек собрались на месте предполагаемого строительства грузового порта в Имеретинской низменности. Они ждали технику и рабочих. Те так и не появились. Вместо строителей к протестующим пришли представителей службы безопасности ГК «Олимпстрой», чтобы разобраться в возникшей конфликтной ситуации. Дело в том, что в понедельник местные жители перекрыли движение самосвалов с плитами, предназначенными для забора вокруг места будущего строительства.
«Мы потребовали разрешительных документов, на основании которых здесь собираются строить забор, но нам ничего показать не смогли, — рассказала председатель товарищества общественного самоуправления «Псоу» Наталья Калиновская. — Они собирались начать незаконное строительство. Но, когда увидели нас, машины развернулись и уехали».
Это уже третий раунд противостояния между жителями Имеретинской низменности и строителями олимпийских объектов.
Еще в конце июля строители снесли несколько деревьев и успели частично установить небольшой участок забора вокруг будущей стройплощадки. Жители вызвали участкового милиционера и потребовали разрешительные документы на проведение строительных работ. У представителей ФГУП «Росморпорт» было только постановление об изъятии земель совхоза «Россия» под нужды олимпийского строительства, но фактически земли еще не были переданы в собственность предприятия. Вскоре ФГУП открестилось от своей причастности к возведению забора, что, впрочем, не помешало транспортной прокуратуре вынести предписание в отношении директора сочинского филиала «Росморпорта» о недопустимости нарушений при производстве строительных работ.
В августе в Имеретинской низменности появились буровые установки. Но геологи тоже не нашли у себя документальных оснований для проведения изысканий. Милиция, которую вызвали местные жители, составила акт об административном правонарушении, и геологи приостановили работы.
Сейчас, по информации местных активистов, ФГУП «Росморпорт» стремится юридически закрепить за собой право на несколько десятков гектаров земли. В их распоряжении оказался договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, который передается в пользование ФГУП «Росморпорт». Но, по словам Натальи Калиновской, даже этот договор накладывает ограничение на то, чтобы начать подготовительные работы к строительству: там есть пункт, не допускающий строительства новых объектов без проектной документации и других необходимых разрешений. Проекта порта в Имеретинке пока никто не видел.
Впрочем, даже если подготовительные работы будут идти в строгом соответствии с законом, это никого не успокоит. Перспектива соседства с грузовым портом беспокоит не только жителей низменности, но и бизнесменов, которые создали Ассоциацию инвесторов и предпринимателей Имеретинской низменности.
«Строительство порта уничтожит самые лучшие пляжи, которые есть во всем Большом Сочи, — пояснил председатель ассоциации Алексей Зубанов. — А это значит, что это место уже не будет привлекать отдыхающих. И существующие базы отдыха разорятся, и будущие олимпийские гостиницы будут стоять пустыми».
Кроме того, рядом с будущим портом расположен квартал, где проживают три тысячи человек. Естественно, что условия их жизни значительно ухудшатся. Выступают против строительства и экологи. По информации сочинского отделения Русского географического общества, участок пляжа, где планируется строительство порта, вообще относится к памятникам природы.
Директор сочинского филиала ФГУП «Росморпорт» Гурам Допуа сообщил через своего секретаря корреспонденту «Газеты.Ru», что сейчас предприятие не ведет никаких работ в Имеретинской низменности и, соответственно, никакого конфликта с местными жителями, по его мнению, нет. Что касается позиции ведомства по поводу строительства порта, то в ответе на запрос Ассоциации инвесторов и предпринимателей по поводу того, каким все-таки будет порт — временным или постоянным, сказано: перепрофилирование должно произойти, «по мнению ГК «Олимпстрой» и администрации Краснодарского края», — таким образом, позиция ведомства по этому вопросу не обозначена.
Недавно жители Имеретинской низменности, местные общественники и экологи обсудили социально-экологические проблемы строительства в низменности. Особое внимание уделили как раз строительству грузового порта. Возник вопрос, почему надо строить стационарный порт (на его создание уйдет не менее двух с половиной лет), когда можно возвести временные понтоны, способные обеспечить прием больших объемов груза. И, кроме того, местные жители подозревают, что если, согласно олимпийским планам, из существующего сочинского морпорта к 2014 году собираются вывести весь грузооборот, то порт в Имеретинке станет постоянным. Ответы на эти вопросы жители низменности намерены получить на самом высоком уровне. «Принято решение, что мы вместе с экологами объединимся и будем делать все, чтобы не допустить строительство никакого, даже временного грузового порта в Имеретинской низменности. По этому вопросу мы будем добиваться встречи с президентом или премьер-министром страны», — заявила Наталья Калиновская.