Свердловские генетики смогли извлечь ДНК из образца, взятого с пятна крови на рубахе Николая II. «Соскоб, полученный с пятна, поместили на марлю, смоченную дистиллированной водой, и выделили из него ДНК», — сообщил агентству «Интерфакс-Урал» руководитель Свердловского областного бюро судмедэкспертизы Николай Неволин.
«Был установлен генетический профиль Николая II». По словам эксперта, его составляют 28 «букв» кода ДНК: 13 из парных хромосом и 15 из половой Y-хромосомы. «Получается, что здесь можно будет проводить анализ фактически по 28 локусам — это много, в два с лишним раза больше, чем в обычной практике,» — пояснил эксперт.
Соскоб был взят с рубашки Николая II, хранившейся в Эрмитаже. Кровь на ней появилась вследствие неудачного покушения на последнего русского императора, когда тот, еще будучи цесаревичем, ездил в Японию. В городе Оцу на него напал японский полицейский.
Кровь с рубашки планируется сравнить с ДНК-профилем костных останков, найденных в первом захоронении на Старой Коптяковской дороге под Екатеринбургом.
Останки, найденные на Коптяковской дороге, с большей степенью точности идентифицированы ранее как принадлежащие последнему русскому императору. По словам Неволина, сравнение произойдет в ближайшее время. Дело в том, что в свердловской лаборатории до сих пор не исследовались останки Николая II из первого захоронения. «У нас на руках нет генетического кода скелета №4, который по результатам ранее проведенных исследований принадлежит Николаю II. Поэтому, как только в ближайшее время нам будет из других лабораторий предоставлен генетический профиль царя, мы имеем возможность его сравнить», — пояснил Неволин.
Если все 28 «букв» кодов костей и крови совпадут, можно будет с большой долей уверенности говорить о том, что скелет действительно принадлежит Николаю II: вероятность совпадения всех 28 «букв» у двух случайно взятых людей ничтожна.
Правда, допускается возможность, что оба кода принадлежат ученому, работавшему над анализом. Но, поскольку в данном случае речь идет о сотрудниках разных лабораторий, это почти исключено.
Если полного совпадения не произойдет, однозначно сказать, что скелет и кровь принадлежали разным людям, нельзя. Несовпадение одной «буквы» не является таким уж невероятным, виной тому неизбежные загрязнения материала.
По данным исторических источников, семья Николая II и лица из его окружения (всего 11 человек) были расстреляны по решению Уралсовета в ночь на 17 июля 1918 года. В июле 1991 года на Старой Коптяковской дороге близ Екатеринбурга было вскрыто захоронение, в котором находились останки девяти человек, в том числе и членов императорской семьи: Николая II, его супруги — 46-летней Александры Федоровны, дочерей — 22-летней Ольги, 21-летней Татьяны, 17-летней Анастасии, а также 53-летнего Евгения Боткина, 40-летней Анны Демидовой, 62-летнего Алоизия Труппа и 48-летнего Ивана Харитонова. Однако в захоронении отсутствовали останки цесаревича Алексея Николаевича и великой княжны Марии Николаевны Романовых. 17 июля 1998 года останки царской семьи были захоронены в Петропавловском соборе Петербурга.
А 29 июля 2007 года при проведении археологических раскопок под Екатеринбургом ученые нашли фрагменты костей и зубы. В середине июля 2008 года было объявлено, что экспертиза останков подтвердила: обнаруженный прах принадлежит великой княгине Марии и цесаревичу Алексею, наследникам императора. До сих пор их останки официально найденными не считались.
Генетические исследования костных останков на основе анализа ДНК проводили 12 различных учреждений в России и США.
Князь Димитрий Романович Романов, праправнук по прямой линии Николая I и внучатый племянник Николая II. Сдавший первым в свое время кровь для проведения генетической экспертизы, заявил по этому поводу: «Раньше говорили о 95–98-процентной вероятности, теперь это точно на 100 процентов. Слава Богу, что это так. Потому что семья должна где-то находиться, она не должна быть в пластиковых коробках в Екатеринбурге. Они должны быть все вместе».
Но, по его же словам, решать вопрос о том, где захоронить последних найденных членов царской семьи – на месте гибели или вместе с родственниками, в Петербурге, – будут российские власти и Русская православная церковь (РПЦ), и лишь в последнюю очередь – сами Романовы. «Но мое личное мнение – семья должна быть похоронена вместе», – подчеркнул Димитрий.
РПЦ тем временем усомнилась в окончательности результатов экспертизы праха детей Николая II.
Московский патриархат распространил заявление, согласно которому находит преждевременным считать останки действительно романовскими: «Нам объявили, что останки из последнего захоронения и те, что были обнаружены более 10 лет назад, составляют одну семейную группу, добавляя при этом, что исследования продолжаются».