В четверг Верховный суд России оставил в силе приговор бывшим офицерам внутренних войск МВД Сергею Аракчееву и Евгению Худякову, осужденным на 15 и 17 лет строгого режима по обвинению в убийстве жителей Чеченской республики. Северо-Кавказский окружной военный суд вынес приговор еще 27 декабря прошлого года. Аракчеев был тогда взят под стражу в зале суда, Евгений Худяков на приговор не явился и его местонахождение не известно до сих пор.
Суд признал подсудимых виновными в убийстве трех чеченцев по предварительному сговору (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Кроме того, Худяков признан виновным в превышении служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ). Особо в решении отмечено, что убийство «обусловлено состоянием алкогольного опьянения подсудимых в момент совершения преступления». Также офицеры лишены воинских званий, а Аракчеев — имеющейся у него государственной награды. Суд также принял решение об удовлетворении гражданских исков. В частности, по одному из таких исков, заявленных на 400 тыс. рублей, решено выплатить 200 тыс. рублей водителю «Волги» Юнусову, которого ранили обвиняемые.
Ранее Аракчеев и Худяков дважды предстали перед судом присяжных и дважды были оправданы.
Однако оправдательные приговоры были отменены судом высшей инстанции, а в апреле 2006 года Конституционный суд решил, что все преступления, совершенные на территории Чечни до появления там суда присяжных, должны рассматривать только профессиональные судьи.
На рассмотрении своего дела в Верховном суде России Сергей Аракчеев выступал в формате видеоконференции, находясь в СИЗО. Его речь была эмоциональна. Аракчеев сравнил выводы следствия с «фантазиями Спилберга». Адвокаты поддержали его и перечислили нарушения, допущенные в ходе судебного разбирательства. Их слова опровергали представители потерпевших и государственного обвинения. Защита просила суд признать подсудимых невиновными или хотя бы вернуть дело на новое рассмотрение. Обвинение требовало оставить приговор в силе.
Заслушав доводы сторон, судьи ушли на совещание. В перерыве Сергей Аракчеев общался с матерью, отцом и сестрой, которые приехали в Москву, чтобы поддержать его. Адвокат Дмитрий Аграновский тем временем не делал оптимистичных прогнозов.
Когда тройка судей огласила решение, мать Аракчеева Валентина Петровна разрыдалась. Сергей Аракчеев остался невозмутим.
Защита заявила, что обжалует это решение в президиуме Верховного суда и дальше – в Европейском суде по правам человека.
Убийства, в который обвинили Худякова и Аракчеева, были совершены 15 января 2003 года. Во время спецоперации бойцы внутренних войск в/ч 3186 под командованием старшего лейтенанта Евгения Худякова и младшего лейтенанта Сергея Аракчеева, перегородив дорогу бронетранспортером, остановили автомобиль «Волга», за рулем которого находился Шамиль Юнусов. Как следует из материалов уголовного дела, Худяков заставил водителя и пассажиров выйти из машины, после чего обыскал Юнусова, посадил его в БТР, а сам расстрелял машину из автомата. Водителя «Волги», по данным следствия, привезли в расположение воинской части, где пытали, а затем вывезли за территорию и оставили на дороге. После этого, утверждают в военной прокуратуре, подсудимые остановили «КамАЗ», в котором ехали трое жителей селения Лаха-Варанды – водитель строительной фирмы «Кавказ» Саид Янгулбаев, рабочие Абдулла Джамбеков и Нажмуди Хасанов. По версии обвинения, подсудимые расстреляли их, а потом подорвали и сожгли машину.