В воскресенье в Киргизии потерпел крушение пассажирский самолет, на борту которого находились 90 человек. Лайнер разбился при вылете из международного аэропорта Манас. По последним данным, жертвами катастрофы стали 68 человек – выжить удалось только 22.
Boeing 737-200 следовал рейсом Бишкек — Тегеран. В 20.30 по местному времени (18.30 мск) он разогнался по взлетно-посадочной полосе, поднялся в воздух и уже пролетел несколько километров, когда на борту самолета сработал датчик разгерметизации салона. В 20.35 по местному времени экипаж запросил у диспетчеров аварийную посадку, но совершить ее не успел: при развороте лайнер потерял высоту и в 20.43 рухнул на землю в двух километрах от Манаса, в районе села Жаны-Жер Сокулукского района. После падения самолет вспыхнул и, пока к месту аварии ехали спасатели, пожарные и военные медики, выгорел дотла. Такова официальная версия ЧП, озвученная РИА «Новости» государственным советником президента Республики Кыргызстан Токоном Мамытовым. По неподтвержденным пока данным, во время пожара несколько аварийных выходов были заблокированы и пассажиры не могли покинуть горящий салон.
На борту самолета находились 83 пассажира, шесть членов экипажа и один представитель департамента воздушного транспорта Ирана.
Выжили 22 человека, среди них – оба пилота и четыре стюардессы.
Спастись удалось капитану лайнера Юрию Гончарову, второму пилоту Тимофею Водолагину, бортпроводницам Елене Кугушевой, Оксане Асяевой и Татьяне Рязановой, бортинженеру Сергею Беляеву, а также менеджеру авиакомпании Зарраби Дарбану Эхсану (гражданину Ирана). Правда, поговорить с командиром экипажа пока не удалось: «Вы же понимаете его состояние», — объяснили журналистам эксперты, работающие на месте аварии.
«Из 22 пострадавших пассажиров рейса Бишкек — Тегеран 11 являются гражданами Киргизии, одиннадцать — гражданами Ирана», — сообщили в понедельник «Интерфаксу» в пресс-службе правительства Киргизии.
Погибли 68 пассажиров. «Считайте сами. Сейчас в больницах города Бишкека находятся 18 человек. Еще четырем была оказана первая помощь, и они ушли домой. На борту рейса Бишкек – Тегеран находилось 83 пассажира, шесть членов экипажа и один представитель. Итого 90 человек. Отнимайте тех, кто находится в больницах, и считайте», — сказал местным журналистам Мамытов, вернувшийся с места катастрофы.
Рейсом 6895 в Иран летела молодежная сборная Киргизии по волейболу.
Нескольким спортсменам удалось спастись, уточнил госсоветник Мамытов, но точное число не назвал.
В воскресенье вечером появилась информация о том, что на борту разбившегося авиалайнера могли находиться два известных американских баскетболиста NBA. Ребекка Боннер и Самуэль Перкинс приезжали в Киргизию в рамках программы «Международная спортивная инициатива» бюро по делам образования и культуры Госдепартамента США. В воскресенье вечером они должны были вылететь в Иран. Но в понедельник сообщения о возможной гибели спортсменов не подтвердились.
Согласно предварительному списку погибших, опубликованному погранслужбой страны, среди жертв 44 гражданина Ирана, 17 граждан Киргизии, три гражданина Казахстана, один гражданин Турции, один гражданин Канады иранского происхождения и один китаец.
Перелет Бишкек — Тегеран выполняла авиакомпания Ирана Aseman Airlines. Рейс обслуживал экипаж киргизских авиалиний Itek Air, компании, подконтрольной иранскому перевозчику. Boeing 737 был «технически исправен и два месяца назад прошел техническое освидетельствование на пригодность к полетам», сообщил на экстренном совещании в правительстве Киргизии представитель авиакомпании — владельца самолета Itek Air. Премьер-министр страны Игорь Чудинов уточнил, что разбившийся самолет был 1979 года выпуска с продленным ресурсом. Предыдущий рейс лайнер совершал по маршруту Москва — Бишкек.
Самолеты Itek Air совершают около 600 рейсов ежегодно, перевозят свыше 50 тыс. пассажиров и 70 тыс. тонн груза. При этом Itek Air находится в черном списке Европейского союза из-за несоответствия уровня самолетов и услуг требованиям ЕС. Впрочем, входить в воздушное пространство Евросоюза запрещено всем 25 авиакомпаниям Киргизии.
Министр чрезвычайных ситуаций Киргизии Камчибек Ташиев сказал, что помимо разгерметизации причиной авиакатастрофы могли стать либо отказ двигателя, либо отказ системы управления.
Версию теракта киргизские власти сразу же исключили и не рассматривают. Сейчас на месте ЧП работает специальная правительственная комиссия во главе с Чудиновым. «Черные ящики» с борта Boeing 737 уже доставлены в прокуратуру и в скором времени будут расшифрованы, сообщил он журналистам. В пресс-службе правительства Киргизии уточнили, что для выяснения причин падения самолета к ним прилетят специалисты Межгосударственного авиационного комитета из Москвы.
Премьер-министр отметил, что все соответствующие службы были подняты по тревоге и задействованы в ликвидации последствий авиакатастрофы, работа по которой к настоящему времени уже завершена. Для родственников пострадавших правительство Киргизии арендовало гостиницу «Достук», где им предоставляется вся необходимая помощь, в том числе – профессиональных психологов. О материальных выплатах семьям погибших речь пока не идет.
Вторник, 26 августа, объявлен в Киргизии днем траура.