Суд Центрального района Новосибирска возобновил в понедельник слушания по иску Сергея Буркова — бизнесмена, обвиняющего правоохранительные органы в бездействии, из-за которого его предприятие понесло многомиллионные убытки. Бурков подал иск после того, как его лесопилка была остановлена на время следствия по делу о краже тракторов и фактически разграблена по вине правоохранительных органов.
Как рассказала «Газете.Ru» адвокат Буркова Татьяна Адриянова, заседание суда длилось в понедельник весь день. «Сегодня был допрос третьих лиц, свидетелей по делу — следователей ГУВД Новосибирска, которые изначально занимались этим делом, — сказала юрист. — Позиция у них интересная. Теперь все свидетели сваливают вину на прокуратуру. Дескать, имущество пропало в то время, когда дело рассматривалось в прокуратуре». Перед судом должны выступить девять свидетелей. Сегодня на заседание явились только трое.
Ответчик — прокуратура, по словам адвоката, на этот раз просто игнорировала заседание.
«Получилась обратная ситуация — раньше ГУВД не посещало заседания суда, а прокуратура всю вину перекладывала на них. Те в свою очередь могут обжаловать решение. Так может быть до бесконечности, но мы отступать не собираемся», — сказала Татьяна Адриянова.
Решением суда в заседании объявлен перерыв до 9.00 19 августа. По словам адвоката, во вторник продолжится допрос свидетелей. В частности, на заседание приглашен замначальника следственной группы, которая занималась расследованием.
Центральный районный суд Новосибирска вынес решение о взыскании с МВД РФ рекордной суммы – 107 млн руб. – по иску Буркова о возмещении материального ущерба еще в декабре 2007 года. По словам юристов, это беспрецедентный случай, когда суд признал ведомство ответственным за бездействие милицейских чиновников.
Однако в начале 2008 года МВД РФ подало кассационную жалобу в суд Новосибирской области, который отменил решение районного суда о выплате бизнесмену денег и вернул дело на новое расследование.
«Кассационная инстанция очень подробно выяснила обстоятельства дела, которые должны были быть выяснены судом первой инстанции. Еще на начальном этапе судебного следствия не были рассмотрены вопросы собственности и ущерба, не доказана причинно-следственная связь утраты предпринимателем имущества», — говорила в марте журналистам представитель правового департамента МВД РФ Надежда Тузлукова.
Свое деревообрабатывающее предприятие «КиД» Сергей Бурков открыл в поселке Курундус в 1992 году. В октябре 2002 года с территории комплекса угнали четыре трелевочных трактора, и Главное следственное управление при ГУВД по Новосибирской области возбудило уголовное дело по факту кражи. Милиционеры составили опись всего движимого и недвижимого имущества «КиД» и приобщили ее к делу в качестве вещдоков.
Сам Бурков, который проходил по тому делу в качестве потерпевшего, считает, что следователи областного ГУВД вели расследование с многочисленными нарушениями. Дело неоднократно прекращали, а потом вновь возобновляли, отдельные эпизоды превращали в самостоятельные уголовные дела, а затем снова объединяли их. К тому же уголовное дело неоднократно передавали от одного следователя к другому. Несколько раз материалы истребовала прокуратура Новосибирской области. После нескольких лет хождений по инстанциям из дела исчезла часть материалов, в том числе финансовая документация фирмы.
Положение самой лесопилки становилось все хуже, оборудование простаивало, а со временем предприятие фактически превратилось в руины.
Бурков пытался через суд добиться, чтобы ему вернули лесопилку. Спустя почти два года после начала расследования суд признал: возвратить Сергею Буркову имущество в «том объеме и состоянии, в котором оно было описано и приобщено в качестве вещдоков, не представляется возможным». Часть оборудования в цехах и мастерских была разрушена, отсутствовала отопительная система, электропроводка. В здании были выбиты окна, а в помещениях имелись следы пожара.
Сергей Бурков продолжил жаловаться в различные инстанции. Три года назад он даже направил заявление в адрес генпрокурора России и его заместителя в Сибирском федеральном округе, но тогда в возбуждении уголовного дела по этому заявлению Буркову было отказано.
В конце концов хозяин лесопилки просто подал в суд на МВД России, потребовав компенсацию в 160 млн руб. По мнению истца, утрата имущества предприятия произошла по причине незаконных действий должностных лиц правоохранительных органов Новосибирской области. Исковые требования Буркова новосибирский суд удовлетворил, хотя и частично.
Как неоднократно заявлял предприниматель, он не ставил целью найти виновных в хищении его имущества. «Все это время я был уверен, что государство, согласно Конституции, в которой говорится, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», должно компенсировать мои потери», – говорил он.