В пятницу Бековский районный суд Пензенской области постановил отправить на принудительное лечение экс-лидера пензенских затворников Петра Кузнецова. Как сообщает РИА «Новости», в ходе закрытого судебного разбирательства, которое стартовало 15 июля в психиатрической больнице имени Евграфова, а потом передислоцировалось в Бековский райсуд, Кузнецов был признан невменяемым.
«Подсудимый подлежит освобождению от уголовной ответственности за преступления, совершенные в состоянии невменяемости. Суд постановил применить к нему принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего режима», — рассказал журналистам о дальнейшей судьбе Кузнецова судья Бековского райсуда Мария Смыслова.
Согласно постановлению суда, в состоянии невменяемости Кузнецов «создал религиозную группу, побуждая ее участников к отказу от ИНН и паспортов, возбуждая чувство неприязни к другим религиям и национальностям». В связи с этим ранее возбужденное уголовное дело по ч. 1 ст. 239 (организация объединения, посягающего на личность и права граждан) и ч. 1 ст. 282 (возбуждение ненависти по религиозным признакам) УК РФ теперь закрыто.
Впрочем, о таком решении суда было известно заранее. Еще в минувший понедельник, после прений сторон, пресс-атташе Пензенского областного суда Наталья Быченкова заявила, что «в любом случае о тюремном сроке речь не идет». Судьи лишь рассматривали вопрос о вменяемости Кузнецова, выбирая из двух решений: назначать принудительное лечение или отпустить домой к жене. Однако выбрано было все-таки первое.
Первое заседание суда прошло в психиатрической лечебнице имени Евграфова. Сюда лидер затворников был помещен после того, как был выписан из областной больницы имени Бурденко, где находился в состоянии комы после попытки суицида (Кузнецов ударил о собственную голову полено).
Следующие заседания суда проходили уже в Бековском суде, однако на втором же Кузнецову стало плохо, и, согласно рекомендациям врачей, дальнейшие заседания вплоть до самого последнего проходили без участия лидера затворников. Весь процесс от начала и до конца был закрыт для прессы. Интересы Кузнецова представляли его сестра Людмила и государственный адвокат. Тогда журналистам толком не удавалось узнать какие-либо подробности даже через Людмилу Кузнецову. Общаться с корреспондентами она категорически отказывалась, поскольку разговоры о брате вообще были для нее больной темой: все жители Беково считают, что год назад она лишилась работы в районной администрации именно из-за родственника.
Впрочем, и судьям все это время приходилось непросто.
В ходе процесса над Кузнецовым сектанты, которых вызывали в качестве свидетелей, категорически отказывались являться в суд и давать какие-либо показания.
Правда, некоторых на процесс все-таки приводить удавалось. Семью Недогон, считающуюся наиболее влиятельными последователями Кузнецова, приводили на заседание в наручниках. Впрочем, это мало чем помогло. Следствию Недогоны в один голос повторяли, что все, чего они хотят, это чтобы их оставили в покое.
К концу процесса, пройдя курс продолжительного лечения, сам лидер пензенских сектантов успел смягчить свое отношение ко многим вопросам, касающимся общественных отношений. В частности, он поменял свое отношение к паспорту, в котором, как он раньше считал, заключено число дьявола. Пока Кузнецов находился в Евграфовской психиатрической больнице, работники Бековского УФМС вручили ему новый паспорт, чему он был очень рад. Кузнецов также признавался, что от перенесенных потрясений очень устал и очень хочет вернуться в семью, поскольку перипетии суда его нисколько не волнуют. Однако это желание пензенских сектантов так и не сбылось.
Напомним, что признанный невменяемым Кузнецов, будучи лидером секты, сподвиг в ноябре прошлого года 35 сектантов уйти в подземелье, вырытое у села Никольское. Там они ожидали «конца света». В марте правоохранительные органы после длительных переговоров убедили выйти на поверхность 7 затворниц, а позднее, в апреле, когда в пещере начали частично осыпаться стены, еще 14 сектантов решили перенести затвор из подземелья в Никольское. Буквально на следующий день их примеру последовала еще одна затворница с двумя детьми. К тому моменту уже стало известно, что две сектантки погибли под землей и были захоронены в пещере. В конечном итоге к маю 2008 года на поверхность вышли и 9 самых стойких сектантов, а 19 мая вечером пещера была уничтожена.