В среду Верховный суд Таджикистана поставил точку в деле об убийстве корреспондента российского Первого канала Ильяса Шурпаева. Судебный процесс, продлившийся две недели, завершился обвинительным приговором. Решение зачитал судья Шухрат Азимов. Согласно приговору, суд признал 25-летнего Масрурджона Ятимова и 20-летнего Наджмиддина Мухиддинова виновными в убийстве из корыстных побуждений и разбое, совершенном с целью завладения имуществом в особо крупном размере. Мухиддинов также признан виновным в умышленном уничтожении или повреждении имущества (он поджог квартиру, которую снимал Шурпаев, с целью скрыть следы преступления).
Оба подсудимых приговорены к 21 году лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
«Оба обвиняемых в момент совершения инкриминируемых им преступлений находились в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, что является отягчающим вину обстоятельством», — приводит слова судьи «Интерфакс». Мухиддинов будет направлен на принудительное лечение от наркотической зависимости.
«Я сожалею о содеянном», — сказал до оглашения приговора Ятимов. Эта была единственная его фраза в суде.
Масрурджон Ятимов, согласно обвинительному заключению, считается исполнителем убийства российского репортера. По версии следствия, именно он задушил Шурпаева его же брючным ремнем. На процессе подсудимый пояснил, что только пытался разнять дерущихся Мухиддинова и Шурпаева, был пьян и многого не помнит. «Я очнулся тогда, когда Мухиддинов душил Шурпаева ремнем, а потом, посчитав, что он еще жив, нанес ему удар ножом в шею», — сказал Ятимов. Его товарищ, Мухиддинов, напротив, заявил, что душил журналиста Ятимов, а он лишь «нанес Шурпаеву ножевое ранение, когда он уже был задушен и мертв». При этом оба отвергали обвинения в убийстве, признавая только обвинения в разбое. Но следствию удалось восстановить картину преступления.
Ятимов и Мухиддинов убили Ильяса Шурпаева из корыстных побуждений, доказало обвинение.
Обгоревшее тело журналиста, работавшего на Первом канале российского телевидения, было найдено в его съемной квартире в Москве в ночь на 21 марта этого года. «Основной причиной знакомства Шурпаева с таджикскими трудовыми мигрантами является нетрадиционная сексуальная ориентация журналиста», – рассказал уже после задержания убийц советник министра внутренних дел Таджикистана Махмадали Шафоатов. На допросах Ятимов сообщил, что журналист познакомился с ним 12 марта в центре Москвы, у памятника Героям Плевны возле станции метро «Китай-город», и пригласил к себе домой. По словам Ятимова, Шурпаев предложил ему вступить в интимную близость за деньги. После этого таджик еще несколько раз бывал в гостях у журналиста, а потом, узнав, что тот получает большой денежный перевод из дома (150 тыс. рублей), решил совершить ограбление.
Около 20.00 21 марта Ятимов приехал в съемную квартиру Шурпаева на улице Вешних Вод вместе со своим знакомым Наджмиддином Мухиддиновым. Как выяснили следователи, первоначально преступники собирались лишь ограбить журналиста, но он оказал сопротивление. Тогда Ятимов набросили на шею Шурпаеву ремень и задушил его, а Мухиддинов перерезал ему горло кухонным ножом, хотя, как установила экспертиза, в этот момент журналист был уже мертв. После этого Ятимов и Мухиддинов подожгли квартиру и около часа ночи ушли.
Выйти на преступников помогли видеозаписи камер наблюдения в подъезде, показания консьержки и мобильный телефон, который преступники похитили у Шурпаева: даже после того, как они вставили в аппарат свою SIM-карту, мобильник удалось засечь с помощью специальных технических средств – сначала в Подмосковье, а уже через сутки в Душанбе. Задержав преступников, таджикские милиционеры обнаружили у одного из них крупную сумму денег в российских рублях, а также часы и ноутбук Шурпаева.
Вынесенный приговор, согласно законодательству Таджикистана, может быть обжалован в семидневный срок, и родственники осужденных заявили в зале суда, что сделают это. «Мы не согласны с некоторыми пунктами приговора», — пояснил журналистам один из адвокатов обвиняемых, отказавшись от дальнейших комментариев.
Обвинение и потерпевшая сторона решением суда, судя по всему, остались удовлетворены. 21 год лишения свободы – это почти максимальное наказание по таджикским законам. Согласно УК республики, статья «убийство» предполагает наказание в виде лишения свободы от 15 лет до высшей меры наказания – смертной казни, которая ввиду действующего моратория заменяется на лишение свободы на срок 25 лет.
Дело об убийстве другого российского журналиста — репортера НТВ Ильи Зимина — пока остается незавершенным. Обвиняемый в убийстве Зимина гражданин Молдавии Игорь Вельчев после задержания также заявил о гомосексуальных наклонностях жертвы и отказался признавать себя виновным в убийстве. В итоге в декабре прошлого года суд молдавского города Окница полностью его оправдал.