В среду во время прений сторон представитель гособвинения потребовал пожизненного заключения для бывшего акционера ЮКОСа Леонида Невзлина. На заседании суда прокурор Александр Кобляков попросил признать Невзлина виновным в организации убийств и покушении на убийства. Кроме того, гособвинение полагает, что иски потерпевших — в частности, Фариды Исламовой и Евгения Филлипова — Невзлину надо удовлетворить в полном объеме.
Адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов уже назвал аргументы гособвинения смехотворными: «Судья не привел ни одного аргумента в пользу виновности моего подзащитного, ссылаясь на показания лиц, не соответствующие критериям обвинения, а также показания людей, которых уже нет в живых».
Харитонов также сообщил «Газете.Ru», что «обвинения прокурора бездоказательны, а Невзлина можно только оправдать». Адвокат отметил, что об этом он обязательно заявит во время своего выступления в суде, которое состоится в четверг. На подготовку защите был отведен лишь один день, хотя адвокат просил у суда неделю.
Как отметил Харитонов, подобный случай в его, да и во всей российской судебной практике случается впервые.
«Я не припомню, чтобы еще когда-либо просили пожизненного заключения для человека, которого судят заочно», — сообщил Харитонов.
Сам Невзлин с лета 2003 года проживает в Израиле. Суд неоднократно выдвигал требования лишить бизнесмена израильского гражданства, но тщетно – между Россией и Израилем нет договора об экстрадиции. Бизнесмен обвиняется по 11 эпизодам, а его уголовное дело насчитывает 84 тома. Действия бывшего коллеги Михаила Ходорковского квалифицированы статьями «Организация убийства» и «Организация покушения на убийство». По версии следствия, в период с 1998 года по 2002 год члены ореховско-медведковской преступной группировки, якобы по указанию Невзлина, убили директора ТОО ТФ «Феникс» Валентину Корнееву, мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, а также водителя управляющего компании East Petroleum Евгения Рыбина.
На прошлой неделе во время представления доказательств со стороны защиты бизнесмена в Мосгорсуде Дмитрий Харитонов, в этот раз получивший на подготовку три дня вместо трех недель, о которых он также просил, в самом начале процесса заявил о намерении пригласить в суд потерпевших Евгения Рыбина и Виктора Колесова, покушения на которых якобы организовал Невзлин. Однако в суд пришла лишь вдова мэра Нефтеюганска Фарида Исламова. Впрочем, судья Валерий Новиков тогда рассудил, что этого будет вполне достаточно, и попросил адвоката подождать. Харитонов в ответ заявил новое ходатайство, не на шутку взволновавшее собравшихся в зале Мосгорсуда: о вызове в суд в качестве свидетелей Михаила Ходорковского, Юрия Лужкова, Валерия Шанцева, Сергея Цоя и еще около шести человек. Суд счел нецелесообразным набор вызванных персон и ходатайство отклонил. Тогда Харитонов признался в интервью «Газете.Ru», что «защиту лишили возможности допрашивать свидетелей», а ему «представляется странным, что на судебное заседание не доставили находящегося в заключении Ходорковского», хотя некоторые свидетели обвинения, также находящиеся в заключении, в Мосгорсуд вызывались.
Неоднозначные и порой чрезвычайно странные решения суда в деле Невзлина объясняются и им самим, и его защитой политическими мотивами.
Как заявлял на прошлой неделе в Мосгорсуде Харитонов, резюмируя все сказанное в зале, «суд фактически лишил защиту ее прав, нарушив тем самым принцип состязательности сторон. Обвинение в отношении господина Невзлина сфабриковано и имеет политическую мотивацию». Адвокат, выступая от имени своего подзащитного, продолжает настаивать на том, что в 2003 году «российские власти на высшем уровне приняли решение о преследовании группы акционеров ЮКОСа» — Ходорковского, Лебедева, Невзлина, и благодаря «политически мотивированным уголовным делам» власти смогли «заставить замолчать» неугодных им, а после этого «экспроприировать активы нефтяной компании».