Во вторник Рособрнадзор отчитался о ходе проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) на этапе так называемой второй волны, то есть в период вступительных испытаний и приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Сейчас ЕГЭ в России существует в двух формах: как форма итоговой аттестации выпускников школ и как форма испытаний для приема в вузы тех абитуриентов, у которых сертификата о сдаче ЕГЭ нет. Первый этап сдачи единого экзамена завершился в школах в мае — июне 2008 г., а второй начался с 17 июля и продлится до 31 июля. 17 июля уже прошли все возможные испытания для медалистов. 31 июля — резервный день для тех, кто не смог сдать единый экзамен в общем потоке. Зачисление в вузы начнется только после 31 июля.
На встрече с журналистами глава Рособрнадзора Любовь Глебова первым делом сообщила, что всего в мае — июне 2008 года единый экзамен сдавали почти 1,096 млн выпускников школ и выпускников прошлых лет. Это чуть больше по сравнению с 2007 годом, когда в проведении экзамена приняли участие почти 1,087 млн человек. По словам чиновницы, проведение ЕГЭ в этом году можно назвать удачным, так как с его результатами согласилась большая часть участвовавших в экзамене — 98,3% выпускников и лишь незначительная их количество — 1,7% — подали на апелляцию. В этом году ЕГЭ по всем предметам проводил 61 регион, 17 регионов принимали единый экзамен по 3–7 дисциплинам, а 6 регионов только по трем. В Нижегородской области, как в одном из последних регионов, вступивших в эксперимент, выпускники сдавали ЕГЭ только по русскому языку.
Сейчас ЕГЭ переходит во вторую фазу своего действия: вузы организуют дополнительные испытания в виде ЕГЭ для тех абитуриентов, которые его не сдавали.
Как пояснила Глебова, практически это означает следующее: если выпускник прислал документы в Москву и у него какой-то из экзаменов по требуемой в вузе дисциплине не сдан в форме ЕГЭ, то в столице абитуриент сможет сдать его только по русскому и математике (в Москве они являются обязательными). Если же абитуриенту нужно сдавать какой-то другой предмет, то он может сделать это лишь в традиционной форме, установленной вузом. «Это особенности 2008 года, — уточнила глава Рособрнадзора. — С 2009 года начнет действовать правило об обязательной сдаче ЕГЭ».
Говоря об особенностях кампании по приему документов в этом году, Глебова отметила также, что она прошла благополучно и не было случаев, которые требовали бы отдельного вмешательства. Тем не менее чиновница подчеркнула, что установлено правило:
если студент был зачислен с нарушением законодательства, в случае обнаружения нарушения студент может быть отчислен на любом этапе обучения.
Какими могут быть эти нарушения — глава Рособрнадзора, правда, не стала уточнять.
О том, как проходит сдача ЕГЭ в Петербурге, рассказал председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга, ректор Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. По его словам, правила приема в вузы в городе остались теми же, что и в 2007 году. В форме ЕГЭ обязательно сдавали русский язык, а по выбору — иностранные языки, историю, биологию и информатику. В 2007 и 2008 годах в Петербурге проводились открытые олимпиады для школьников, и их победители зачислялись в вузы вне конкурса.
Ректоры отмечают, что количество абитуриентов в этом году из-за демографического кризиса сократилось. Меньше стало и отличников.
Так, по словам Владимира Васильева, число поданных в петербургские вузы заявлений сократилось на 2%, а число отличников с 11 тыс. уменьшилось до 10,7 тыс. При этом «возросло число иногородних и в два раза увеличилось количество иностранных студентов», добавил ректор. Ту же тенденцию отметил Александр Сигов, ректор Московского института радиотехники, электроники и автоматики. Он также добавил, что наибольшим спросом в этом году пользуются гуманитарные специальности, в отличие от радиотехники, электроники и даже нанотехнологий.
Впрочем, несмотря на довольно благоприятную картину, тема сдачи ЕГЭ все еще остается проблемной.
Глава Рособрнадзора и сама признает, что без проблем не обходится. Прежде всего, речь идет о возможности апелляции. Как пояснила Глебова, из числа тех, кто сдавал ЕГЭ в 2008 году, 1,7% подали на апелляцию и 0,6% из них были удовлетворены. «Нельзя сказать, что количество неудовлетворенных результатами экзаменов в этом году возросло по сравнению с предыдущими. Я считаю, что апелляций было подано мало. И я хочу, чтобы их было больше. Мы станем это рекламировать, ведь если ученик подает на апелляцию, значит, он надеется быть услышанным, а это хороший знак», — отметила она.
В реальности же ситуация с подачей апелляций далеко не так безоблачна. По словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, 1,7% выпускников, подавших апелляции, составляет 20 тысяч человек — «а это немалая цифра». При этом нужно учесть, что на апелляции подавал лишь каждый пятый из недовольных результатами. И, даже если апелляция была удовлетворена, выпускники нередко получали свидетельства со старыми баллами, и никто не вносил изменения в федеральную базу данных. «Часто эти сбои происходили по вине компьютера, который неправильно сканировал работы. Более того, нередко в апелляционных комиссиях работали бывшие преподаватели, которых уволили из школы за профнепригодность», — пояснил Комков. Совсем недавно родители выпускников, чьи права были ущемлены, направили жалобы в Конституционный суд (КС). По словам Комкова, КС жалобы получил, и рассмотрение этого дела может быть назначено уже на сентябрь.
Другая проблема ЕГЭ связана с тем, что ученик, плохо сдавший ЕГЭ, начинает считать, что виноват не он, а форма экзамена. «Мы далеки от мысли, что инструмент, который мы в соответствии с нормативно-правовой базой реализуем, совершенен. Его надо критиковать. Я радуюсь, когда критикуют ЕГЭ, чтобы он стал лучше, — заявила Глебова, — но мне страшно, когда ЕГЭ критикуют, чтобы вернуться к старому. Сами нарушения, которые фиксируются в ходе его проведения, говорят о том, что этот инструмент действует, так как он вскрывает эти нарушения». При этом чиновница высказала готовность обсуждать все нарушения в КИМах или в процедуре проведения единого экзамена. А ректор Московского государственного института технологии и управления Валентина Иванова привела данные анкетирования родителей и учеников, которые свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных ЕГЭ воспринимают положительно, а некоторые родители даже высказали идею проведения мини-ЕГЭ начиная с 9-го класса, «чтобы постепенно обкатывать эту форму». Удивленные журналисты вспомнили о более критичных данных опроса ВЦИОМа, однако Глебова пояснила: организаторы опроса ВЦИОМа обратились к той части населения, которая далека от ЕГЭ, опрос же, упомянутый Ивановой, был проведен Всероссийским педагогическим собранием и ориентирован именно на ту часть населения, для которой вопрос о проведении экзаменов наиболее актуален.
Несмотря на то что с 2009 года ЕГЭ становится обязательной формой аттестации выпускников, недавно Сергей Миронов и Олег Смолин внесли в Госдуму законопроект, который отменяет обязательность ЕГЭ.
Комментируя эту инициативу корреспонденту «Газеты.Ru», Глебова сказала: «Вопрос о необязательности ЕГЭ рассматривался раньше и обсуждался до 2007 года, и президент подписал закон об обязательном ЕГЭ, учитывая эти обсуждения. По своему опыту работы в Думе я знаю, что в течение дня вносится около 10 законопроектов». «Наверное, эта поправка пройдет необходимые законодательные процедуры. Будет ли она принята — не могу сказать», — заключила Глебова. По мнению же противника ЕГЭ Комкова, глава Рособрнадзора глубоко ошибается, и ранее законопроектов, подобных тому, что предложили Смолин и Миронов, не было. «Проект об обязательной сдаче ЕГЭ был один, и против него возражали многие эксперты. Тем не менее в январе 2007 года его протащили, — заявил Комков. — Сергей Миронов, как председатель Совета федерации, обладает законодательной инициативой. Он сделал совершенно четкое заявление, настаивает на нем и предпримет все возможное для его принятия. Возможно, этот законопроект будет рассмотрен уже в октябре 2008-го».