Во вторник председательствующая в суде по делу об убийстве зампреда Центробанка Андрея Козлова Наталья Олихвер отстранила от участия в процессе двоих присяжных заседателей. Таким образом судья удовлетворила ходатайство гособвинителя, уличившего членов коллегии в распитии спиртных напитков в общественных местах.
Адвокаты обвиняемых, которых в эти дни как раз допрашивают в суде, называют случившееся «откровенным цирком».
Согласно заявленному накануне ходатайству стороны обвинения, присяжные №5 и №7 — Александр Попов и Владимир Гершуни — 10 июля этого года были задержаны во время распития спиртных напитков в общественном месте, а именно на детской площадке. Получив сигнал от участкового, на место происшествия выехал наряд милиции, который и задержал нарушителей общественного порядка — якобы для установления личности.
Однако, как утверждает адвокат главного обвиняемого по делу Алексея Френкеля Руслан Коблев, у присяжных с собой были документы, удостоверяющие не только личность, но и статус неприкосновенных лиц.
Дело в том, что во время судебного процесса члены коллегии присяжных обладают неприкосновенностью, как и судьи. Поэтому дело об административном нарушении в отношении них не возбуждалось, однако протоколы о задержании были доставлены в суд. На основании этого представитель Генпрокуратуры попросил судью Олихвер заменить провинившихся заседателей на запасных.
В ходе судебного заседания в понедельник несколько слов в свою защиту сказали сами присяжные. Они подтвердили, что купили пива по дороге из суда, так как «было очень жарко», но заявили, что не пили на детской площадке, а сотрудники милиции задержали их уже у метро, когда спиртное было допито.
«Очевидно, что за присяжными следили, — заявил Руслан Коблев «Газете.Ru». — Сторона защиты официально утверждает, что сотрудники МВД пытаются взять коллегию под контроль». Как рассказали в суде сами задержанные Попов и Гершуни, в Преображенском ОВД сотрудники милиции даже не стали составлять протокол о распитии спиртного.
Вместо этого присяжных якобы стали допрашивать о том, что происходит в коллегии: кто готов оправдать подсудимых, сколько таких присяжных и прочее.
«Суд продемонстрировал членам коллегии, что они — никто, и о них можно так же вытирать ноги, как и о защиту», — считает Коблев. По мнению юриста, гособвинение и суд пытаются «сформировать коллегию присяжных под себя».
Адвокат также не исключает, что заседателей могут распустить — на «скамейке запасных» осталось лишь двое присяжных. В случае роспуска коллегии дело придется рассматривать с самого начала.
«Ни один вердикт по нашумевшему делу не обходится без роспуска присяжных», — добавил Руслан Коблев.
Ранее уже сообщалось, что на процессе по делу Френкеля заменен один из присяжных Сергей Левин. По некоторым данным, члена коллегии отстранили из-за попытки организовать подкуп. Отвод своему коллеге заявил старшина присяжных заседателей Владимир Еникеев. Он якобы узнал о том, что присяжный пытался подкупить двух других членов жюри, чтобы сообща развалить дело. Сейчас Левин отстранен от участия в разбирательстве, и уже появилась информация, что против него может быть возбуждено уголовное дело.
По информации «Коммерсанта», Следственный комитет при прокуратуре РФ подозревает, что присяжный намеревался подкупить коллег, действуя в интересах защиты обвиняемых по делу.
Закончив решение процессуальных проблем, судья Олихвер должна будет возобновить на закрытом судебном заседании допрос одного их подозреваемых по делу — предпринимателя Бориса Шафрая. Вслед за ним наступит очередь давать показания Лианы Аскеровой и главного подозреваемого — банкира Алексея Френкеля. Всех троих следствие считает организаторами убийства Андрея Козлова, его водителя, совершенного 13 сентября 2006 года. Ранее в суде были допрошены предполагаемые исполнители преступления: Богдан Погоржевский, Алексей Половинкин, Максим Прогляда и Александр Белокопытов.