В воскресенье утром на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) произошел аварийный сброс газа. Как сообщили РИА «Новости» очевидцы ЧП, над факельной установкой МНПЗ, в которой сжигается газ после переработки нефти, вчера около 11 утра поднялся высокий столб пламени, а затем — черный столб дыма. Огонь поднимался на высоту до 150 метров. Горящий факел было видно на расстоянии нескольких десятков километров. Жители соседних домов уже начали думать о взрыве и техногенной катастрофе, как руководство завода объявило, что ничего страшного не произошло.
Нештатная ситуация была вызвана тем, что с 10.54 до 11.02 на предприятии с так называемым непрерывным циклом производства отключилось электричество – как утверждает руководство завода, из-за проблем на Чагинской подстанции. В связи с этим сработала факельная установка, которая в аварийном режиме проводит сброс газа, сказал представитель компании — акционера МНПЗ Sibir Energy.
Неполадки на заводе, мощность которого позволяет перерабатывать более 25 тыс. тонн нефти в сутки, обошлись без серьезных последствий: согласно сводкам управления МЧС по Москве при инциденте никто не пострадал, а экологи уверены, что окружающей среде газовое загрязнение не грозит.
«Если факельные установки на предприятии сработали в штатном режиме, то никаких негативных воздействий, кроме увеличения объема продуктов сгорания в воздухе, не будет. Я думаю, что говорить о серьезном воздействии на экологию происшествия на заводе не стоит», — сказал РИА «Новости» координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников. Исполнительный директор «Зеленого патруля» Роман Пукалов также отметил, что если в факельной установке предприятия «был сожжен пропан-бутан, то бояться не стоит, поскольку это обычное дело». «Факельная установка и существует для того, чтобы сжигать газ, не допуская его вредных выбросов в атмосферу», — сказал эксперт.
Заместитель гендиректора МНПЗ Геннадий Кузовлев в воскресенье днем сообщил РИА «Новости», что завод работает в «нормальном технологическом режиме». Во всяком случае, добавил он, на снабжении москвичей бензином инцидент никак не отразится. «До конца месяца еще далеко, и у нас есть время наверстать упущенное», — объяснил Кузовлев.
Правда, теперь руководителям МНПЗ предстоит выяснить, кто же все-таки виноват в ЧП.
Энергетики, которых поначалу завод обвинил в отключении электричества, заявляют, что Чагинская подстанция не причастна к аварийному сбросу газа. Официальный представитель Федеральной сетевой компании, в введении которой находится подстанция «Чагино», сказал РИА «Новости», что на одной из питающих предприятие линий было кратковременное отключение, но энергоснабжение МНПЗ не прекращалось.
По словам представителя ФСК, НПЗ в Капотне и сам район получают энергоснабжение по двум линиям. Произошло кратковременное отключение одной из этих линий, но вторая действовала и продолжала снабжать электроэнергией потребителей. «Помимо этих двух линий завод получает энергоснабжение еще и по ЛЭП 110 килоВольт и имеет собственные внутренние источники энергоснабжения. Проблем с внешним энергоснабжением предприятия не было», — заявили в ФСК, добавив, что, по их мнению, сбой мог произойти из-за проблем с внутренними энергомощностями НПЗ.
Впрочем, ответ Кузовлева был однозначен: «Отключение электроэнергии не было связано с технологическими проблемами самого завода». По его словам, проблемы с энергетиками у завода начались еще 5 июля, когда в 06.23 произошло временное отключение, которое повлекло за собой остановку около 70 единиц оборудования. Кузовлев отметил, что тогда энергетики объяснили это виной обслуживающего персонала.
В воскресенье в 10.54 произошло отключение, и энергоснабжение было восстановлено в 11.02. Кузовлев отметил, что аварийная бригада «Южных сетей» приехала на завод только в 12.50, а до этого они были на Чагинской подстанции. По словам замгендиректора МНПЗ, при отключении наиболее серьезно пострадала установка каталитического крекинга — важнейшего процесса переработки нефти, который позволяет выделить из нее компоненты высокооктановых бензинов, углеводородных газов. Оборудование удалось вывести на технологический режим примерно через 12 часов.