В понедельник стало известно, что Следственное управление СКП РФ по Костромской области завершило расследование обстоятельств гибели так называемого Кологривского лешего. Следственные органы пришли к выводу, что милиционеры, которые открыли огонь на поражение и застрелили отшельника, все сделали правильно.
Леший якобы начал стрелять первым и всячески сопротивлялся служителям закона.
«Огнестрельное оружие сотрудниками милиции в отношении Бычкова А.Г. применено законно и обоснованно, на основании ст. 15 Федерального Закона «О милиции», так как на сотрудников милиции было совершено нападение, и их жизни и здоровью угрожала опасность», — сообщили «Газете.Ru» в следственном управлении. Представители следственных органов добавили, что в отношении милиционеров не будут возбуждать уголовное дело, так как отсутствует состав преступления.
Перестрелка в Кологривском заповеднике произошла в марте 2008 года. К тому времени отшельник по прозвищу Леший жил в лесу без малого уже 17 лет. Как установили следователи, отшельником был местный житель Александр Геннадьевич Бычков 1953 года рождения, который ушел из дома в 1991 году и через несколько лет был объявлен умершим. На самом деле все эти годы Бычков жил в лесу.
Он построил себе дом в 111-м квартале Кологривского лесничества, разбил огород. Необходимые для повседневной жизни вещи — спички, листовое железо для крыши избушки, одежду — выменивал у жителей окрестных деревень.
Основным занятием Лешего была охота.
По данным следственных органов, отшельник сам изготавливал капканы, силки и другие приспособления для ловли зверей и птиц. «Государственные инспекторы заповедника находили петли, изготовленные из металлического троса, для отлова медведя и лося, капканы различных размеров для отлова диких зверей, кулемки — деревянные ловушки для отлова пушного зверя, в основном куницы, также мелкие петли для боровой дичи (глухарь, рябчик)», — рассказали в Следственном управлении Костромской области.
Пока отшельник жил в простом лесу, с его присутствием мирились и местные жители, и власти. Но в 2007 году Кологривское лесничество получило статус заповедника.
Леший автоматически превратился из чудака-отшельника в нарушителя закона: ведь на территории государственного заповедника запрещено охотиться, разводить костры, возводить жилые постройки. Сотрудники заповедника ему об этом якобы сообщили, но Бычков «предостережениям не внимал, место проживания менять отказывался и продолжал заниматься незаконным охотничьим промыслом, хотя и знал, что на территории заповедника охотиться категорически запрещено», утверждают следователи. Кроме того, у сотрудников заповедника якобы имелась информация, что Леший серьезно вооружен.
Тогда руководство заповедника обратилось с жалобой на несговорчивого лесного жителя в Росприроднадзор, сотрудники которого, в свою очередь, попросили о помощи начальника УВД по Костромской области. Милиционеры организовали настоящую спецоперацию, в которой участвовал даже местный ОМОН. Стартовала операция 13 марта 2008 года.
Сотрудники УВД и ОМОНовцы приехали в заповедник на снегоходах, а до самой избушки отшельника шли на лыжах. «Пройдя расстояние около полутора километров, участники группы услышали крик: «Не подходи, стрелять буду». Группа была вынуждена укрыться. Заместитель начальника Кологривского РОВД Потемкин начал вести переговоры: представился, объяснил цель их появления и предложил Бычкову предъявить документы, удостоверяющие личность, а также документы на оружие.
Бычков ответил отказом и нецензурной бранью, а также крикнул: «Без войны не сдамся!» — говорится в материалах дела.
После этого милиционеры окружили избушку Лешего. По данным следствия, он выстрелил первым, заметив подходивших к нему сотрудников. В ходе перестрелки были ранены три участника спецоперации. «Видя, что Бычков продолжает стрелять, сотрудники ОМОН произвели в отношении него несколько ответных выстрелов. Заметив, что движения со стороны Бычкова прекратились, сотрудники милиции проверили его состояние и выяснили, что он убит», — цитируют представители следственных органов материалы уголовного дела.
Уголовное дело по ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов) завели против убитого Бычкова. Действия милиционеров, считают следователи, были законными.
Оснований для возбуждения уголовного дела против сотрудников УВД нет, считают в Следственном управлении. А дело в отношении Лешего прекращено в связи со смертью обвиняемого.
Однако, по мнению правозащитников, гибель Бычкова — случай произвола сотрудников правоохранительных органов.
«В результате бесед с жителями и должностными лицами городов Мантурово и Кологрив, а также окрестных деревень, были получены данные, опровергающие большинство публикаций, а также заявлений официальных лиц», — заявили «Газете.Ru» представители фонда «Общественный вердикт». По некоторым данным, Леший не был вооружен: у него были лишь капканы. Правозащитники заявляют, что не раз требовали провести проверку законности действий руководства УВД Костромской области и запрашивали материалы расследования, однако в Следственном управлении им ответили отказом.
Кроме того, до сих пор не ясна реакция на случившееся родственников Бычкова. Известно, что до его ухода в лес он жил с матерью, был женат, имел на иждивении двоих детей. По некоторым данным, Леший решил уйти в отшельники именно из-за семейных неурядиц. В Следственном управлении «Газете.Ru» заявили, что никто из родственников не обращался в правоохранительные органы с какими бы то ни было заявлениями.