В субботу организатор нескольких нашумевших выставок Андрей Ерофеев сообщил, что накануне был уволен из Третьяковской галереи в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса России (расторжение трудового договора по инициативе работодателя по одной из перечисленных в статье причин). «Вчера утром директор музея Валентин Родионов предъявил мне приказ об увольнении», — сообщил Ерофеев, занимавший пост заведующего Отделом новейших течений ГТГ, в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Сам искусствовед считает причины увольнения надуманными. Он заявил, что все сотрудники его отдела теперь намерены подать заявления об увольнении.
Напомним, что Ерофеев являлся куратором скандально известной выставки «Запретное искусство», прошедшей в Музее и центре имени Сахарова в 2006 году. На ней были представлены произведения, не прошедшие отбор на Московскую бьеннале и не разрешенные к показу в московских галереях и музеях. Работы художников Авдея Тер-Оганьяна, Вячеслава Мизина, Александра Косолапова и других содержали сексуальные сцены, обсценную лексику и острые шутки на религиозные темы.
Среди экспонатов оказалась и запрещенная к показу в Третьяковской галерее работа Александра Косолапова «Богородица-икра» — с изображением иконного оклада, в котором место, где положено быть лику Марии, заполнено черной икрой. В другой работе Косолапова «Реклама «Макдоналдса»» потребление гамбургеров сравнивается с церковным причастием, а у Вячеслава Сысоева участники крестного хода изображены в противогазах. В рекламном листке, вручаемом посетителям на входе, сообщалось, что программа «Запретное искусство» рассчитана на несколько лет, а ее цель – мониторинг и обсуждение характера и тенденций цензуры в области культуры.
Организаторы выставки попытались максимально обезопасить себя от упреков в оскорблении чувств верующих. Экспозиция была выстроена по принципу своеобразного пип-шоу – все работы закрыли фальшстенами, и увидеть их можно было только фрагментарно, через маленькие дырочки в ткани. Посетителей предупредили о характере работ и не рекомендовали осмотр лицам, не достигшим 16 лет, а фотографировать картины и инсталляции запрещалось.
Но несмотря на подобную предосторожность, выставка не осталась незамеченной православными охранителями.
Год назад с заявлением о возбуждении уголовного дела против музея и кураторов «Запретного искусства» выступило общественное движение «Народный собор» в лице его координатора Олега Кассина. К самим авторам работ (или, как называл их Кассин, «мазюканий») у общественного движения претензий не было. Зато в отношении организаторов выставки – Ерофеева и директора Сахаровского центра Юрия Самодурова – православные любители подглядывать в дырки добились возбуждения уголовного дела по статье «разжигание ненависти и вражды». Сейчас оно расследуется.
Комментируя увольнение Ерофеева, директор Третьяковской галереи Валентин Родионов заявил, что оно «совершенно справедливо».
«У него за пять лет работы – пять выговоров! Это уникально, — пояснил директор музея в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы». – Он не раз обвинялся в нарушении порядка хранения произведений галереи». Не все работы коллекции отдела поставлены на учет (Ерофеев много лет собирал российское современное искусство на безвозмездной основе, а потом передал получившуюся коллекцию, одно время хранившуюся в бомбоубежище, в Третьяковку. — «Газета.Ru»), многие до сих пор не вернулись с выставок. По словам заступившегося за когда-то бесхозные инсталляции директора музея, такая ситуация для Третьяковки – ЧП.
На угрозы Ерофеева увести с собой весь отдел Родионов ответил, что отдел новейших течений Третьяковки вообще «может быть расформирован». По его словам, главной причиной такого решения является то, что отдел «не справляется со своими обязанностями». «В Третьяковской галерее есть отделы, которые с успехом могут выполнять его функции», — добавил директор музея. Правда, он не исключил, что отдел может быть сохранен и у него появится новый руководитель. По его словам, в любом случае можно не беспокоиться о судьбе коллекции современного искусства Третьяковки. «Мы пополняли коллекцию и до Ерофеева, за последние 20 лет ее размер вырос вдвое, составив 77 тысяч произведений», — похвастался Родионов.