В четверг стали известны подробности беспорядков в исправительной колонии общего режима УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области. Как сообщила «Газете.Ru» старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и общественностью Агнесса Савченко, инцидент произошел в среду в ходе планового обыска, для которого была привлечена «группа быстрого реагирования» из других колоний. «По сути, это тот же ОМОН. Обыски силами лишь сотрудников колонии не всегда проходят эффективно, так как осуществляются лишь в отдельных помещениях, а поэтому некоторым заключенным удается передавать друг другу запрещенные на территории колонии предметы», — уточнила Савченко.
Как рассказала представительница прокуратуры, стычка произошла на одном из локальных участков отрядов №5 и №12.
Сотрудники колонии нашли у заключенных запрещенные предметы и изъяли их, но когда они попытались выйти с территории локального участка №12, заключенные заблокировали выход и стали кидать в них тротуарную плитку.
Другие осужденные принялись расшатывать ограждения между участками, а некоторые «в знак солидарности» начали вскрывать себе вены одноразовыми бритвенными станками. Акт массового неповиновения аналогичным образом поддержали и зеки со строгими условиями содержания, находящиеся на отдельном участке. По словам Савченко, сотрудникам колонии, заблокированным на одном из участков, пришлось применить спецсредства – газовые баллончики и дубинки — просто чтобы суметь выйти с территории. «Это была этакая вспышка неповиновения, длившаяся всего 5 минут. Сотрудники колонии воспользовались спецсредствами ради того, чтобы отогнать от выхода оттеснявших их зеков», — подчеркнула представительница прокуратуры.
В результате инцидента, в котором приняло участие 365 заключенных, пострадали 18 сотрудников колонии.
Из них четверо госпитализированы с черепно-мозговыми травмами, один в тяжелом состоянии. «Пострадавших среди приглашенных сотрудников нет», — уточнила Савченко. Из заключенных в медпункт обратились 14 человек, среди которых 10 – резавшие вены. Всем им оказана медицинская помощь. Имуществу колонии также был причинен ущерб: повреждены ограждения между участками №5 и №12, разбита одна видеокамера наружного наблюдения, а в барках, на территории мятежных участков выбиты стекла. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества).
Сразу после инцидента на место происшествия прибыли прокурор Ростовской области Сергей Чаплин и его заместитель Александр Пучков. Как сообщила Савченко, они распорядились провести проверку законности действий сотрудников ГУФСИН, производивших обыск, «о результатах которого станет известно позднее». В настоящее время, несмотря на проверку, колония работает в нормальном режиме.
У родственников заключенных, впрочем, есть своя версия произошедшего.
Как рассказала «Газете.Ru» жена одного из заключенных на условиях анонимности (свое имя она не называет, опасаясь за судьбу мужа), драку начали сотрудники колонии.
«Во время обыска один из заключенных возмутился превышением полномочий, и его сразу же начали избивать», — говорит она. По ее словам, когда заключенные начали заступаться за избитого, на территорию колонии въехало 20 автобусов с омоновцами, которые пробыли там до приезда прокурора. «Все это время я и родственницы других заключенных стояли у дверей колонии и требовали вывести ОМОН с территории, но вывели его только тогда, когда приехал прокурор», — сообщила супруга заключенного.
Женщину, впрочем, допустили к встрече с мужем, у которого оказалась разбита голова.
«Как он мне сказал, его омоновцы железной трубой по голове били», — заметила супруга пострадавшего.
По ее словам, на территорию УЧ-398/10 приезжали медики. «Они вызывали избитых ребят, в частности, моего мужа, к себе и оказывали медицинскую помощь», — уточнила женщина. Как ей рассказал позднее супруг, один из врачей после осмотра сделал ему укол, но женщина подозревает, что таким образом руководство колонии попытается дискредитировать ее супруга. «Они, наверное, возьмут анализы и скажут, что он был под чем-то, когда все это случилось, – предположила она. – От них вообще всего можно ожидать».
Как говорят родственники осужденных, по некоторым данным, теперь 120 заключенным планируют увеличить сроки.