В среду главный архитектор города Александр Кузьмин рассказал журналистам о повышении статуса возглавляемой им межведомственной комиссии по «точечной» застройке. Теперь ее решения будут утверждаться правительством Москвы, подписываться мэром и станут, таким образом, обязательными для исполнения всеми ведомствами города. Кроме того, свои комиссии по «точечной» застройке будут созданы на уровне округов и управ города.
Между тем, основа «точечной» застройки в Москве – «ничейная земля» — остается неколебимой: оформить право собственности на придомовую территорию, принадлежащую по действующему законодательству жильцам, в Москве практически невозможно.
Городские власти всячески препятствуют оформлению земли в собственность горожан, сообщил в среду на пресс-конференции общемосковского движения «Жилищная солидарность» один из его сопредседателей Дмитрий Катаев. В правительстве Москвы лежат сотни заявок, лишь несколько десятков из них приняты к рассмотрению, и только единицы могут похвастаться тем, что получили придомовую территорию в собственность. По словам Катаева, это те дома, в которых проживают люди, «имеющие определенные возможности».
«Центральный вопрос реформы ЖКХ – это земля, — заявил Катаев. — Это реформа собственности, по объемам сравнимая с приватизацией, а по социальным последствиям во много раз ее превосходящая».
По словам Катаева, мэрия не признает право собственности москвичей на придомовые участки под тем предлогом, что они не сформированы, и затягивает процесс межевания и регистрации, зато передает эти участки инвесторам в долгосрочную аренду под застройку. «Сейчас строительная олигархия присваивает колоссальную земельную ренту, которая должна бы принадлежать собственникам жилья и городу, — заявил Катаев. — Но если придомовая территория станет собственностью жителей, никто уже не сможет построить на их детской площадке жилую башню, а на парковке — коммерческий гараж. Если будет надо, граждане сами его для себя построят».
Сейчас, спустя два с половиной года после введения в действие Жилищного кодекса РФ, правительство Москвы наконец-то начало формально выполнять его требование: установлен порядок формирования земельных участков и состав предоставляемых для этого собственниками жилья документов.
Но, как рассказал Катаев, в каждой управе лежит подписанная первым отделом префектуры выписка из выступления Юрия Лужкова, в котором мэр заявляет о том, что жильцам принадлежит лишь «подошва» под домом, максимум – один метр от фундамента.
«Конечно, это не нормативный документ, так как он грубо противоречит федеральному законодательству, — объяснил Катаев. — Тем не менее, он разослан по управам «для сведения».
Впрочем, неофициальное руководство к действию по обрезанию придомовых участков в конце концов может обрести статус закона.
По мнению депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, сейчас усилия мэрии направлены как раз на то, чтобы получить возможность не отдавать горожанам ни пяди земли. «В рассматриваемом сейчас Городской думой проекте Градкодекса вообще отсутствует понятие частной собственности на землю, — рассказал Митрохин. – А последние законодательные инициативы мэрии в федеральное земельное законодательство направлены на то, чтобы подогнать его под московское и задним числом узаконить то, что происходит, к примеру, в Бутове (изъятие земли для приравненного к государственной нужде нового строительства)».
Между тем, пока принадлежащая горожанам по закону, но не оформленная в их собственность земля застраивается, новостройки – по тому же закону – сдаются в эксплуатацию только с придомовым участком, оформленным в общую долевую собственность.
«Москвичи лишаются земли, прибыли от ее использования и рискуют быть выселенными даже из технически благополучных домов под предлогом реконструкции микрорайона, так как сейчас, исчерпав возможности точечной застройки, стройкомплекс переходит к «многоточечному обновлению» территорий жилой застройки», — считает Дмитрий Катаев.
Пилотным проектом такой комплексной реконструкции стал микрорайон «Камушки», из которого выселяются четыре тысячи жителей. Причем горожанам не предоставили даже адресного перечня предлагаемого жилья – переселение отдано на откуп застройщику.
Всего же в ближайшие три года комплексная реконструкция предстоит 220 московским микрорайонам, в которых встречаются пятиэтажные дома, а в перспективе – около 500 (четверть Москвы). Как сообщил в среду заместитель руководителя департамента градостроительства Москвы Владимир Хайкин, программа обновления сложившихся территорий Москвы на 2008–2011 годы, предусматривающая полный снос панельных пятиэтажек, «почти готова и ждет утверждения правительством Москвы».
Список адресов запланированных под снос пятиэтажек будет опубликован осенью. Покончив с пятиэтажками, в мэрии планируют перейти к сносу «некачественных» девятиэтажных домов. Приступить к этому планируется уже в 2012 году.
По мнению экспертов движения «Жилищная солидарность», хотя многие москвичи не обращаются за оформлением земли из-за безнадежности этих усилий, другого пути защитить свои жилищные права нет. В конце мая на своей конференции «Жилищная солидарность» объявила кампанию «Земля — наша» по массовой подаче заявлений о формировании земельных участков. «Мы создали штаб этой кампании, который будет обобщать и распространять опыт, следить за изменениями законодательства, консультировать инициативные группы и правления ТСЖ и ЖСК, — рассказал Дмитрий Катаев. – Чтобы пробить бюрократические барьеры, пока еще не захлопнулось «окно возможностей», нужны тысячи заявок и активная позиция жителей тысяч домов».