В четверг Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу семерых россиян — заключенных Чепецкой колонии, расположенной в Пермском крае.
Согласно решению Страсбургского суда, Россия должны выплатить семерым истцам, избитым отрядом спецназа «Варяг», по 10 тыс. евро в качестве компенсации за нанесенный моральный и физический ущерб и за унижение человеческого достоинства.
Речь в жалобе, поданной в Европейский суд по правам человека, шла о событиях семилетней давности. Как рассказали «Газете.Ru» в Пермском региональном правозащитном центре (ПРПЦ), с помощью которого заключенные и обратились в Страсбург, 17 апреля 2001 года на территорию колонии, где отбывали наказание Михаил Дедовский, Александр Матросов, Станислав Бухман, Виктор Видин, Игорь Колпаков, Дмитрий Горохов и Алексей Пазлеев, прибыл отряд спецназа «Варяг» (в 2004 году в ходе перереформирования Соликамского управления он был приквартирован к отряду «Медведь» — «Газета.Ru»). Как гласила официальная формулировка, спецназовцы приехали «в целях оказания практической помощи по поддержанию порядка администрации учреждения» в рамках «плановых мероприятий». Бойцы ОМОНа должны были участвовать в обысках, сопровождать заключенных на обед и ужин и следить за соблюдением режима. Никаких беспорядков в колонии на этот момент не было.
Однако в итоге все вылилось в массовое избиение.
«Бойцы ОМОН систематически избивали заключенных во время подъема, на обедах, прогулках и в их камерах, а также во время личного досмотра, — указали пострадавшие в исковом заявлении в Европейский суд. — В частности, Дедовский был избит дубинками за отказ расставить ноги и руки для обыска, Колпаков — за отказ назвать свое имя во время утренней переклички, Горохов — за то, что не отреагировал на приказ сменить свою одежду, а Пазлеев — за отказ покинуть камеру».
Всего отрядом «Варяг» было избито 160 заключенных.
В июне 2001 года в Усольскую прокуратуру поступило 160 жалоб на ОМОНовцев. В отношении командира отряда ОМОН Станислава Бромберга было возбуждено уголовное дело в связи с превышением должностных полномочий и незаконным использованием спецсредств.
Однако в итоге Чердынский районный суд вынес Бромбергу оправдательный приговор, руководствуясь тем, «что командир не мог и не был обязан контролировать действия каждого из своих подопечных». В отношении остальных бойцов отряда «Варяг» также были возбуждены уголовные дела, но вскоре следствие по ним прокуратура решила прекратить, так как установить, кто конкретно бил заключенных, так и не удалось: все бойцы подразделения, за исключением Бромберга, во время «наведения порядка» скрывали лица масками.
В 2003 году Дедовский, Матросов, Бухман, Видин, Колпаков, Горохов и Пазлеев обратились к пермским правозащитникам за помощью — они решили жаловаться в Европейский суд по правам человека. «Изначально жалобу подали 8 заключенных. Впоследствии с одним из них контакт почему-то был потерян. Но мы решили довести дело по семерым пострадавшим до Европейского суда по правам человека», — рассказал «Газете.Ru» юрист ПРПЦ Захар Жуланов, занимавшийся делом заключенных с 2003 по 2008 год.
Жалоба «Дедовский и другие против России» была передана в Европейский суд по правам человека, который признал ее приемлемой — несмотря на то, что в декабре 2004 года российская сторона пыталась добиться обратного.
В итоге Россия проиграла заключенным.
Как сказано в судебном решении, суд установил нарушения сразу по трем статьям Европейской конвенции по правам человека: «по ст. 3 (проявление бесчеловечности или унижение человеческого достоинства), т.к. заявители подвергались пыткам в момент досмотра, по ст. 13 (право на обеспечение правовой защиты), а также ст. 38 п.1 (а) (обязательное предоставление необходимых возможностей для изучения дела), так как правительство России отказало в предоставлении отчета, запрошенного судом. Согласно ст. 41 суд присудил каждому заявителю по 10 тыс. евро в качестве компенсации за нематериальный ущерб».
Сотрудники ПРПЦ признались, что случай выигрыша — первый в их практике: «У нас пока просто не было подобного опыта, но мы знаем, что все будет выплачено и понимаем, что все это действительно выполнимо».
Сейчас шестеро из семерых истцов, которым должен отдать деньги российский Минфин, находятся на свободе. В заключении остается лишь Игорь Колпаков.
В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) пока официально не комментируют решение Страсбургского суда. «Были возбуждены уголовные дела, но ни одно из них не было доведено до конца; при расследовании и Бромберг, и руководство колонии свою вину отрицали», — говорят в пресс-службе.