Во вторник столичное правительство рассмотрело трехлетнюю программу обеспечения жильем городских очередников и переселенцев из пятиэтажных, ветхих и аварийных домов. Согласно документу, представленному руководителем департамента жилищной политики и жилищного фонда Петром Сапрыкиным, размеры жилплощади, направляемой для выполнения жилищных программ, уменьшаются с 2,7 млн кв. м в 2008 году до 2,2 млн в 2010 году.
Например, в 2008 году очередникам отводится 260 тыс. кв. м жилья по договорам социального найма, а в 2010 году – только 220 тыс.
Больше всего сокращение коснулось городских субсидий на приобретение жилья: в этом году субсидии могут быть предоставлены на 142,5 тыс. кв. м, а через два года лишь на 40,8 тыс. кв. м (в 2008 году на жилищные субсидии очередникам заложено 7 млрд рублей, а к 2010 году эта сумма сократиться до 2 млрд). Молодые семьи, которым в нынешнем году причитаются субсидии на приобретение 7,5 тыс. кв. м жилья, через два года могут рассчитывать получить субсидии лишь на 2,2 тыс. кв. м.
Как подчеркнул Сапрыкин, все эти цифры получены на основании утвержденной ранее среднесрочной программы строительства в Москве. По его словам, если ресурсная часть программы (объемы строительства по горзаказу и бюджетное финансирование) не будут пересмотрены, нечего и говорить о сокращении срока ожидания жилья городскими очередниками. Городу и так не удается обеспечить жильем всех очередников, которые попадают в план на конкретный год.
Более того, под вопросом оказывается переселение из «хрущевок» и аварийных домов.
По оценкам департамента, только для отселения оставшихся 499 пятиэтажек первого периода индустриального домостроения городу требуется более 3 млн кв. м нового жилья, а для переселения из ветхого и аварийного фонда вообще требуется еще более 1 млн кв. м ежегодно. Это намного превышает запланированные объемы строительства.
Больную тему активно поддержали префекты городских округов.
Как заявил префект Восточного АО Николай Евтихиев, на вверенной ему территории 9 признанных аварийными домов «не вписываются в программу». По его словам, префектуре придется выбирать: или не сносить пятиэтажки, или не отселять аварийные дома. А префект ЮВАО Владимир Зотов возмутился поставленным перед округом планом по «выморочному» (освобождаемому в связи со смертью и переездом) жилфонду. «Мы не можем обеспечить больше 7 тыс. кв. м, а нам планируют 11 тыс. Мы же и так ломаем людей через колено, оставляем коммуналки!» — заявил префект.
«Мы заложили в программу то, что есть, — отбивался Сапрыкин. – Но мы просим пересмотреть эти цифры. Если не увеличить ввод муниципального жилья и не добавить денег на субсидии – мы не справимся». По мнению Сапрыкина, решить эту задачу можно путем покупки нового жилья на рынке и долевого участия города в инвестиционных контрактах. Но главный ресурс – сокращение масштабов коммерческого строительства и увеличение строительства по городскому заказу.
Впрочем, в мэрии и Мосгордуме уже не раз звучали заявления о переориентации строительных программ города с коммерческой застройки на муниципальную. Однако в долгосрочной стратегии развития города такие меры не предусмотрены.
Как напомнил зампред профильной комиссии Мосгордумы Валерий Скобинов, согласно одобренному городским правительством неделю назад прогнозу социально-экономического развития столицы до 2012 года, планируется дальнейшее сокращение строительства по горзаказу. И если в 2007 году на жилищные программы в Москве направлялось 49% от общего объема строительства, то уже к 2012 году планируется снизить эту цифру до 26%.
Столичный градоначальник решил оставить последнее слово за собой.
«Я не принимаю предложенные цифры, — заявил Юрий Лужков, обращаясь к Сапрыкину. – Откуда эти цифры? Тебе что, Ресин взятку что ли дал, чтобы меньше строить муниципального жилья?»
Мэр сообщил, что в Москве есть средства для муниципального строительства. Кроме того, он в очередной раз подтвердил свое обещание, что на городской земле будут строиться только социальные объекты. А заодно припомнил подмосковное руководство, которое «из эгоистичных соображений негативно относится» к столичным инициативам и не считается с федеральным законом о статусе Москвы, по которому область должна обеспечивать условия жизни и развития столицы. «Надо покупать землю в Московской области, но главный вывод – увеличивать объемы городского строительства жилья. Нужны объемы роста, и приличные, исправляйте программу», — заявил мэр, дав на исправление две-три недели.
После заседания так ничего и не понявшие журналисты буквально набросились с расспросами на заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Николая Федосеева.
Не ответив на вопрос о размере взятки от Ресина, Федосеев шутливо пообещал ее вернуть, но уже всерьез повторил, что все цифры взяты из среднесрочной программы строительства на 2008-2010 годы, принятой еще в 2006 году. По его словам, если эта программа будет изменена и правительство утвердит новые цифры, сразу будут скорректированы и показатели жилищных программ.
Что касается величины этих показателей, то, по оценке департамента, горзаказ должен составлять не менее 50% от всего жилищного строительства в столице. «Эти 50% уже были бы большим достижением, — поделился Федосеев с журналистами. – Мы бы хотели, чтобы на городские жилищные программы ежегодно направлялись не менее 2,5 млн кв. м. И если для этого будут земля и бюджетные средства, мы на эти цифры выйдем».