В среду Таганский районный суд Москвы удовлетворил иск Москомнаследия к собственнику усадьбы Колесникова-Саргиных-Шапатиной конца XVIII века, расположенной в центре столицы. Москомнаследие требовало изъять у собственника здание, являющееся объектом культурного наследия, в связи с его незаконной реконструкцией и, как следствие, разрушением.
Как пояснила в суде замначальника юридического управления Москомнаследия Анна Титова, в соответствии с законом собственник обязан был заботиться о сохранении памятника, ни в коем случае не изменяя его облик.
Особняк в стиле ампир по адресу Таганская площадь, дом 88, строение 1 приобрела в декабре 2005 года Анна Зарицкая. В июле прошлого года инспекция Москомнаследия установила, что здание перестраивается, причем не только теряет свой первоначальный вид, но и разрушается. Проектная документация на проведение реконструкции особняка в Москомнаследие не поступала, и разрешений на ведение работ никто в ведомстве не давал. Москомнаследие передало заявление в прокуратуру, которая возбудила уголовное дело по статье 243 УК — уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (максимальное наказание по этой статье предусматривает штраф в размере до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до пяти лет).
Гражданский иск к собственнику здания был подан Москомнаследием 10 декабря 2007 года.
Как пояснил тогда глава Москомнаследия Валерий Шевчук, собственнику было направлено предписание об устранении нарушений. В ноябре 2007 года в комитет пришел ответ, что собственник признает нарушения и готов их устранить. Но никаких реальных действий по возвращению памятнику его первоначального вида владелица здания не предприняла. «Для Москомнаследия главное — не собрать штрафы или изъять памятник. Перед нами стоит другая задача — пресечь правонарушение и способствовать сохранению культурного наследия столицы, — заявил чиновник. — Но если у владельца нет ни воли, ни желания привести памятник в порядок, крайне важно изъять этот объект из его рук. Владелец должен понимать, что памятник — это не просто собственность, это ответственность за объект культурного наследия».
На суде представитель истца Анна Титова предоставила фотоматериалы, демонстрирующие, что внешний вид особняка претерпел значительные изменения. «Здание находится в плачевном состоянии из-за незаконной реконструкции. Кроме того, искажен его первоначальный облик, уничтожена часть оформления, вставлены пластиковые окна и повешены кондиционеры, диссонирующие с общим видом фасада, а также возведена пристройка, построена мансарда — фактически дополнительный этаж, и был вырыт котлован, который мог стать причиной общего разрушения всего дома», — пояснила Титова.
Представитель ответчика Дмитрий Зюкин в ответ заявил, что памятник культуры достался нынешней собственнице уже в аварийном состоянии и все ремонтные работы проводились строго по проекту, утвержденному Москомнаследием еще в 2003 году. Однако суд занял сторону Москомнаследия и постановил изъять особняк. Теперь у Зарицкой есть десять дней, чтобы обжаловать решение судьи Таганского районного суда Елены Федерякиной в вышестоящей инстанции – Мосгорсуде. В случае если Мосгорсуд оставит решение Таганского суда в силе, особняк на Таганской площади либо будет выкуплен за счет бюджета Москвы и перейдет в распоряжение столичного департамента имущества, либо здание продадут по конкурсу. С нынешнего собственника здания будет востребована компенсация за устранение проведенных ею работ.
Иск такого рода рассматривался в Москве впервые, но этот случай может стать прецедентом.
«Поскольку такое дело рассматривалось в суде впервые, создается прецедент, согласно которому мы планируем действовать впредь в подобных ситуациях с памятниками культуры и истории в Москве», — отметила Анна Титова. Дело в том, что, как напомнили «Газете.Ru» в Москомнаследии, особняк на Таганской площади — далеко не единственный памятник, подвергнувшийся разрушительным для него капитальным работам. Число и конкретные адреса таких памятников – закрытая информация, но материалы по ним собираются и обязательно будут переданы в суд, обещают в ведомстве. В 2007 году уже были приняты судебные решения о выселении из зданий–памятников недобросовестных арендаторов. Теперь есть прецедент изъятия памятника у собственника – «уникальный случай не только для Москвы, но и для всей России», и Москомнаследие будет «регламентировать свои отношения с собственниками, исходя из этого решения», добавляют чиновники.
По словам историка архитектуры, вице-президента Академии художественной критики Алексея Клименко, счет испорченных, а то и безвозвратно уничтоженных памятников в Москве идет на сотни.
По мнению ученого, ответственность за это лежит не столько на владельцах и арендаторах, сколько на согласовывавших их фантазии чиновниках. И вопрос сейчас даже не в том, у кого отбирать здания, а кому их передавать. «Изуродованные под видом реставрации памятники – результат попустительства чиновников, — заявил Клименко «Газете.Ru». – Я очень рад принятому сегодня решению, это послужит хорошим уроком. Но на месте судьи пошел бы дальше – поднял всю документацию и выяснил, чьи подписи стоят на старых согласованиях. Тот, кто все это допустил, должен быть строго наказан. Это старая история, и сейчас большая часть чиновников Москомнаследия сменилась, но кто-то же должен понести ответственность за гибель национального достояния».