В пятницу Мосгорсуд оставил в силе приговор гендиректору ЦНИИ «Маш-Экспорт» Игорю Решетину. В прошлом году Лефортовский суд столицы отправил академика, обвинявшегося в незаконной передаче технологий китайской стороне, в колонию строгого режима на одиннадцать с половиной лет. Защита обжаловала это решение в Мосгорсуде.
Так же как и Решетину, не изменен приговор и трем другим фигурантам дела — главному экономисту института Сергею Визиру, начальнику отдела экспортного контроля Михаилу Иванову и заместителю по безопасности Александру Рожкину, которые были приговорены на сроки от 5 до 11 лет
В жалобе защита просила отменить решение Лефортовского райсуда, а уголовное дело прекратить. По мнению адвокатов, приговор несправедливый и необоснованный. В решение суда, по их мнению, перекочевали существенные ошибки, которые были допущены еще в ходе следствия, считает защита. О недочетах в следствии заявлялось и ранее: защита несколько раз просила суд вернуть дело в прокуратуру для устранения нарушений. Но Лефортовский суд отказывал в удовлетворении ходатайств.
На рассмотрение жалобы в зал Мосгорсуда по их желанию были доставлены все четверо осужденных.
Вместе с адвокатами они также выступили в свою защиту, но безрезультатно. Адвокат Решетина Анатолий Яблоков заявил «Газете.Ru», что защита намерена «идти дальше». «Мы получим кассационное определение, почитаем его и будем подавать кассацию далее, в надзорную инстанцию Мосгорсуда», — сказал защитник.
Дело против гендиректора ЦНИИ «Маш-Экспорт» академика Игоря Решетина было возбуждено в декабре 2003 года. Спустя два года в материалах следствия появились и двое его заместителей — Сергей Твердохлебов (занимался экономическими вопросами) и Александр Рожкин (курировал юридические вопросы).
Сергей Твердохлебов не дожил до суда. Он скончался 14 июля 2007 года, вскоре после очередного допроса в ФСБ России
После проведения налоговой проверки компании 25 октября 2005 года все трое были взяты под стражу. Им предъявили обвинения по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) и по ч. 3 ст. 189 УК РФ (незаконный экспорт технологий). По данным ФСБ РФ, Игорь Решетин, а также его заместители организовали незаконную сделку с всекитайской экспортно-импортной корпорацией «Точма» и передали им технологии двойного назначения. По мнению следствия, выполняя контракт, руководство ЦНИИ «Маш-Экспорт» не имело права привлекать к работе другие научные коллективы. Как говорится в официальном заявлении ФСБ, отчеты, сделанные ЦНИИ «Маш-Экспорт», были составлены «с использованием фиктивных фирм, зарегистрированных на утерянные паспорта граждан или несуществующих лиц».
По данным следствия, обвиняемые нанесли ущерб государству в размере 110 млн рублей. Им инкриминируется контрабанда результатов интеллектуальной деятельности в виде научно-технических отчетов на сумму около 60 млн рублей, а также хищение на сумму свыше 50 млн рублей и легализация денежных средств.
Обвиняемые во время следствия находились по стражей, и их арест неоднократно продлевался. На жалобы защиты с требованием отпустить обвиняемых из-под стражи, в том числе под гарантии виднейших ученых страны, Мосгорсуд отвечал отказом. Говоря о необходимости продления сроков следствия, представители ФСБ на суде заявляли, что «дело представляет особую сложность». Не возымело действие и решение Арбитражного суда Московской области, который, изучив контракт с китайской стороной, признал законным и обоснованным привлечение Решетиным соисполнителей и оплату их труда. Налоговые претензии к ЦНИИ «Маш-Экспорт», предъявленные в июне 2005 года по итогам проверки подмосковной налоговой инспекцией № 2, были признаны судом несостоятельными.
Что же касается технической части уголовного дела — экспорта технологий двойного назначения, то, по мнению ученых, категории секретности, действующие в законодательстве, уже давно не соответствуют нынешней ситуации в области гиперзвуковой аэродинамики
Незадолго до сегодняшнего заседания по жалобе Решетина в Мосгорсуде из-под стражи был освобожден другой ученый — бывший глава Минатома Евгений Адамов, приговоренный ранее к пяти с половиной годам колонии общего режима за «хищение имущества путем обмана с использованием служебного положения, а также злоупотребление должностными полномочиями из корыстных побуждений, что повлекло за собой существенный ущерб интересам государства». По версии следствия, преступная группа, в составе которой был Адамов, завладела контрольным пакетом акций российско-американской компании Globe Nuclear Services and Supply (GNSS), торговавшей ураном.
Вину с Адамова не сняли, но реальный срок заменили условным.
Защита объявила о своем несогласии с этим решением и намерена добиваться признания невиновности своего подзащитного и полной его реабилитации. Потерпевшими от действия Адамова считают себя и США, которые хотели заполучить российского ученого и судить его по своим законам. В Штатах Адамов обвиняется по 20 статьям уголовного кодекса, включая мошенничество в особо крупных размерах, уклонение от уплаты налогов и заговор против США. По поводу смягчения приговора Адамову американская сторона заявила, что «уважает решение российского суда, но все обвинения, предъявляемые Адамову американскими властями, остаются в силе».